В десятый том включены следующие разделы:
. . . . . .
У самых ворот ущелья, близ деревни Эль-Лагун (Иллагун), сохранившей свое старое египетское имя Ло-Гун, «Устье канала», виднеются остатки шлюзованной плотины, задерживающей воды Меридова озера; далее высится пирамида, ныне бесформенный холм, построенная, как полагают, фараоном Аменемхой III, в царствование которого сооружался этот обширный озерный резервуар. Другая пирамида, высотой около тридцати метров, известная под именем Говары, стоит по ту сторону входного дефилея, уже в кругообразном бассейне Файюма, называвшагося в древности «страной моря». Пирамида эта, состоящая из каменного ядра, обложенного снаружи слоями кирпичей из нильского ила, имеет теперь, как и пирамида иллагунская, вид натуральной горки; но она хорошо сохранилась, в сравнении с дворцом, в котором Лепсиус, как он полагает, отыскал знаменитый в древности «Лабиринт, состоявший из двух этажей, каждый с полутора тысячью комнат, где посетитель терялся в бесконечных поворотах». От пышных строений Лопарогуна, или «Храма при устье канала», если верно, что он находился в этом месте, остались только груды обломков, развалившиеся кирпичные стены, следы порталов, редкие фрагменты изваяний из гранита или известняка; там открыли также голову царственного сфинкса, в роде тех, какие найдены в Сане; гиксы, следовательно, проникали даже в эту часть Египта1. Один папирус, хранящийся в Булакском музее, в Каире, описывает с мельчайшими подробностями это древнее здание и служит путеводителем археологам, старающимся восстановить его план. Обширный бассейн, около семи километров шириной, знаменитое Меридово озеро, обнесенное плотинами, отделяло некогда Лабиринт от одного из больших городов Египта. Па-Себак, или «Город Крокодилов», известный во времена Птоломеев под именем Арсиноэ, занимал огромную площадь; уцелевшие стены, разбитый обелиск, разные другие остатки древности доказывают, что этот город был раскинут по меньшей мере на пространстве 8 километров, по направлению с севера на юг2; в некоторых могилах, рассеянных в окрестностях, открыли в высшей степени интересные папирусы на разных языках: египетском, еврейском, греческом и даже на языке пельви; греческие манускрипты дают варианты Фукидида, Аристотеля, четырех евангелий.
Нынешняя столица края, Мединет-эль-Файюм, бывшая любимой летней резиденцией мамелюкских султанов, есть один из самых оживленных и самых оригинальных городов Египта, также один из самых красивых и живописных; сады его доставляют в изобилии плоды и цветы, между прочим, те великолепные розы, которые составляют гордость и славу, так же как и один из источников богатства Файюма, потому что копты утилизируют их для выделки настоящей розовой эссенции. К северу от Мединета лежит Сенгурес, тоже один из важных городов Файюма. Окружающие равнины богатой «страны моря», отвоеванной некогда у Тифона, т.е. у пустыни, благодетельным Озирисом, символическим богом вод Нила, производят много хлеба, хлопка, кукурузы, сахарного тростника, и целая сеть рельсовых путей соединяет сахарные заводы этого бассейна с главной железнодорожной сетью; но некоторые поля и плантации пришлось забросить, по причине возрастающей солености почвы, недостаточно выщелачиваемой ирригационными водами. Виноградники, покрывавшие часть территории семи селений, в семнадцатом столетии3, давно исчезли. Близ южной оконечности бассейна Биркет-Эль-Керун, «Озера Рогов» или «Озера Веков», в котором скопляются излишния воды оросительных каналов, постепенно насыщающиеся солью, виднеются развалины храма, называемого Каср-Керун, или «Замок Рогов»; полагают, что это святилище занимает место, где стояла деревня Дионисиада. На юг от озера равнина простирается далеко к Уади-Рейяну, некоторые части которого, отделенные порогом «озера Рогов», лежат на 83 метрах ниже входа Бахр-Юзефа в Эль-Лагун4. В этой низменности Коп-Уайтгоуз ищет место нахождения Меридова озера.
Почти непосредственно к северу от входа в Файюм стоит Мейдумская пирамида, которая начинает собою ряд памятников этого рода, оканчивающийся за Мемфисом: окруженная могилами, пирамида вздымает среди холма из обломков развалин свою башню с наклонными стенами, оканчивающуюся наверху двумя ступеньками; теперешняя высота её 60 метров слишком. Этот странный памятник, известный у туземцев под именем «лжепирамиды», не имеет за собой такой глубокой древности, какая ему приписывалась до недавнего времени; по мнению Масперо, который открыл его, он относится к эпохе одиннадцатой династии. Далее, возле нынешней деревни Матание, стоят две пирамиды, из которых одна имеет классическую форму, тогда как другая, более наклонная к вершине, чем в нижней части, имеет вид гигантского кристалла. Затем, в соседстве Нила, высятся четыре пирамиды, известные под названием Дашурских, из которых одна достигает 99 метров: это третья по высоте между египетскими пирамидами и лучше всех сохранившая наружную облицовку из полированных камней. Семнадцать других пирамид, расположенных правильным рядом на краю ливийского горного берега, над деревней Саккара, все превзойдены в высоте знаменитой пирамидой с пятью ступенями, которую большинство египтологов считают древнейшею из пирамид; самая форма её, воспроизводящая форму многочисленных скал Ливийской цепи, была, кажется, первоначальным типом памятников этого рода; сооружение её Мариетт приписывает первой династии фараонов, царствовавшей за шесть с половиной тысяч лет до нашей эпохи. Многие из Саккарахских пирамид, недавно открытые, были исследованы вполне; они заключали в себе гробницы государей шестой династии. На краю ливийских утесов высятся четыреугольные здания, в форме огромных могильных камней: это так называемые мастабы, воздвигнутые над усыпальницами, высеченными в скале. Самая большая из этих погребальных построек, называемая арабами Мастаба-эль-Фараун, была, как гласит легенда, престолом, с высоты которого государи Египта возвещали народу свою волю; раскопки доказали, что это была гробница Унаса, принадлежащего к пятой династии. Гробницы этого громадного некрополя разделены правильными, пересекающимися под прямым углом, улицами, и Масперо полагает,, что пирамиды тоже были распределены по известному порядку. Пирамиды первых династий высятся на севере; в Файюме мы видим пирамиды двенадцатой династии; нужно ожидать, что между этими двумя группами современен будут найдены царские могилы промежуточных династий, от шестой до двенадцатой, и тогда пополнится тот «большой пробел», на который указал Мариетт в каменных памятниках египетской истории.
У подножия откосов, на верху которых высятся Саккарахские пирамиды, неровности почвы обозначают местоположение и остатки знаменитого Мемфиса; маленькая деревня Бедрешейн расположена на южной оконечности этой обширной области руин, а селение Мит-Рахине занимает её центр. Пальмовый лес простирается на большей части некогда обитаемой площади. Город, основанный Менесом, покрывал огромное пространство, судя по остаткам плотин, окаймляющих реку, и по горкам обломков, которыми усеяна равнина; но не испытав никакого вражеского нашествия и разгрома, он был основательнее разрушен действием времени и сам собою пришел в упадок, вследствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Основание Александрии, затем возникновение Каира на правом берегу реки, с такими же географическими выгодами, какие представляло положение Мемфиса, сделали бесполезным существование этого города; его мраморы и граниты были перевезены в Александрию: менее ценные материалы пошли на постройку соседних городов; он раздробился на множество феллахских деревень. От пышной столицы фараонов остались только имя, даваемое горке Телль-Монф, и недалеко от этой горки две колоссальные статуи Рамзеса II. Громадный Мемфисский некрополь, занимающий площадь в несколько сот квадратных километров, принял в себя миллионы мумий людей и животных.
Песок, приносимый ветром из Ливийской пустыни, покрывает, без сомнения, много памятников древности. В 1850 году, Мариетт, приметив голову гранитного сфинкса, с которой вихреобразный ветер сдул песок, пришел к мысли, что тут, может-быть, находилась аллея Серапеума, описанная Страбоном, и тотчас же приступил к раскопкам. Догадки его вполне оправдались: посредством зондирования почвы в разных местах, через равные промежутки, на протяжении 200 метров и продолжаемого до глубины 20 метров, он действительно открыл широкую аллею, где 141 сфинкс стояли еще на месте и которая оканчивалась полукругом статуй, представляющих великих людей Греции; затем он проник влево от аллеи в египетский храм, построенный фараоном Нектанебом, и далее нашел вправо вход в обширные подземелья, составлявшие усыпальницу Аписа: так был несомненно установлен тот факт, уже ранее предвиденный наукой, но еще недоказанный, что бог Серапис или Озор-апис был бык Апис после его смерти, то-есть воплощение Озириса. Не без труда, не без опасности даже, было исполнено дело этого замечательного открытия, ибо даже в преследовании высоких целей науки нужно считаться с завистливыми соперниками; но полученные результаты были громадны. Раскопки Серапеума извлекли из недр земли семь тысяч давно засыпанных песком памятников, из которых самые драгоценные помещены в Лувре и в Булакском музее, в Каире, и дали целый ряд хронологических надписей, при помощи которых Мариетт мог проследить с достоверностию историю Египта до 980 года старой эры (до Р. X.). Некрополи Саккараха также доставили Мариетту и разным другим исследователям много чрезвычайно ценных предметов, между прочим, так называемую «Саккарахскую таблицу», содержащую список царей, и статую писца столь внимательного, с глазом, сделанным из горного хрусталя, которая теперь хранится в Луврском музее. Один из надгробных памятников, именно памятник над могилой Ти, который Ружф называет «чудом Саккараха», изображает восхитительную идиллию в ряде прелестных картин, представляющих сельские пейзажи, работы и удовольствия. Под одною из сцен подписаны следующие слова, резюмирующие историю Ти: «когда человек работает, он полон благодушие, и я именно таков»5.
Пирамиды, которыми оканчивается этот ряд царских могил, получили название Гизехских пирамид, по имени деревни, расположенной на левом берегу Нила, напротив Старого Каира. В этих памятниках, так сказать, символизирована вся земля египетская: три громадные массы, бодрствующие над зеленеющими полями и над извилистой рекой,—таков образ, который вызывает в уме самое имя страны. Правда, что треугольные профили этих масс, возвышающиеся над Ливийским плоскогорьем, виднеются с большего расстояния в долине Нила и в равнинах его дельты. Идешь целые часы, не замечая, чтобы фигуры их увеличивались или уменьшались на горизонте; кажется, как будто они сопровождают путешественника, проходя над селениями, деревьями и пашнями. Рассматриваемые вблизи, они занимают всю сторону пространства, и зритель с изумлением следит взором за высоко-вздымающимися гранями этих исполинских каменных громад, резко обрисовывающихся на светлом фоне своими неровными и поломанными ступенями: они походят больше на горы, иссеченные в виде каменоломен, чем на здания, воздвигнутые рукой человека; мы видим тут нечто переходное «между колоссами искусства и колоссами природы»6. «Все вещи боятся времени, говорит арабская пословица, но время боится пирамид»7. Без сомнения, эти гигантские груды камней не имеют другой красоты, кроме красоты их геометрически правильных линий без всяких архитектурных орнаментов; но они импонируют своей массой и еще более своей древностию, воспоминанием о давно минувших временах, которые протекли у их подножия, как воды Нила. Как они ни стары, эти памятники рабства свидетельствуют о существовании целой грандиозной цивилизации, предшествовавшей науке и индустрии. В исполинском нагромождении камней геометрия находит измерения, отличающиеся замечательной точностию: все, говорит Шарль Блан, соразмерено точными пропорциями в этой колоссальности. Совершенство измерений, представляемое этими громадными зданиями, показалось не одному исследователю имеющим глубокий символический смысл и даже породило нечто в роде «религии пирамид», имеющей адептов в Шотландии и в Новом Свете. По огромности своих размеров и правильности фигуры, пирамиды являют собою как бы «каменные библии».
Вычислено, что самая большая из трех пирамид, известная под именем пирамиды Хеопса или Хуфу, покрывает пространство в 5 слишком гектаров земли, и что её боковая поверхность, то-есть сумма площадей всех четырех треугольных сторон или граней, равна восьми с половиною гектарам. Количество материалов, которые нужно было перевезти или перенести на значительное расстояние от Нила, уложить на фундаментах скалы и вывести кладку до высоты слишком 150 метров, обтесывая камни и пригоняя их один к другому с величайшей тщательностию,—представляло в сложности не менее 2.560.000 куб. метров; это такая громадная масса камня, что из неё можно бы было построить стену в два метра вышины и в полметра толщины, которая протянулась бы через всю западную Европу, от Лиссабона до Варшавы. Базилика апостола Петра, в Риме, исчезла бы вся целиком, со своими колоннадами и с колоссальным куполом, во внутренности этого чудовищного каменного многограника. По свидетельству Геродота, одна надпись на большой пирамиде исчисляет в 1.600 талантов серебра, то-есть в 10 миллионов франков, сумму, израсходованную только на покупку луку, чесноку и петрушки для приправы в пищу рабочих, трудившихся над сооружением этой каменной громады8. Какие же огромные издержки потребовались на инструменты, машины, на работы в каменоломнях! Как много, в особенности, нужно было принести в жертву человеческих жизней ради суетного тщеславия! По греческой легенде, которая, впрочем, по словам Масперо, не опирается ни на какой исторический документ, народ египетский, будто-бы, питал ужас и отвращение к этим памятникам его рабства и нищеты: он даже, будто-бы, избегал произносить имена царей, в честь которых были воздвигнуты эти каменные горы!
Превосходя массой все другие здания, какие существуют на земном шаре, пирамиды уступают по высоте некоторым из соборов Запада: Хеопсова пирамида, уменьшившаяся на десяток метров вследствие потери наружной обшивки, а также вследствие осадки основания, имеет 137 метров высоты (точная высота, по Фляйндерсу Петри, от цоколя до вершины, 146,7 метров); пирамида Хефрена или Хафры почти равна по высоте первой (всего только на 2 метра ниже её), тогда как третья, пирамида Мицерина или Менкеры, не достигает даже половины этих размеров. Другие пирамиды плоскогорья, представляющие, так сказать, только «эмбрионы» пирамид, едва отличаются от груд мусора, рассеянных вокруг основания двух главных каменных гор: последняя царская могила, в направлении к северу, есть пирамида Абу-Роаш. Что бы ни говорили, подъем на две большие пирамиды совсем не труден, даже без помощи бедуинов, которые взяли на себя обязанность, за известный бакшиш, заботиться о безопасности путешественников, и, конечно, ничтожное усилие восхождения с избытком вознаграждается чудным видом, который открывается с вершины на беспредельную желтую и красную пустыню, где пески развертываются на подобие волн, и на зеленеющую равнину, с черноватыми пятнами, обозначающими селения, и серебристые площади озер наводнения, оставляемых каналами и Нилом. Часто путешественники взбираются на Хеопсову пирамиду до рассвета, чтобы любоваться зрелищем восходящего солнца, вдруг освещающего бесконечное пространство. Большие пирамиды ориентированы по странам горизонта, и бедуины окрестных местностей отлично умеют пользоваться этими древними памятниками, не только для определения времен года, но даже для точного счета часов дня9. В день равноденствия, восходящее солнце, наблюдаемое таким образом, чтобы луч зрения к нему был направлен вдоль северной или южной стороны здания, показывает почти в точности только половину своего диска. Во время французской экспедиции в Египет, Кутель, измеряя положение Хеопсовой пирамиды с помощью буссоли, пришел к тому выводу, что ориентировка здания совершенно совпадает с положением стран света. Но впоследствии Нуэ констатировал точными измерениями, что это не совсем так10, и затем чрезвычайно тщательные и кропотливые работы Фляйндерса Петри, производившиеся в течение нескольких месяцев, установили несомненным образом тот факт, что две параллельные стороны, восточная и западная, вместо того, чтобы указывать в точности на север, отклонены к западу на 3’40"11. Где искать причину этого уклонения? Нужно ли видеть в нем результат ошибки вычисления? Или не вернее ли будет заключить, что земная ось, считавшаяся прежде неподвижною, сама меняет положение, и что вследствие её колебания север постепенно переместился к западу?12.
Камни, употребленные на постройку Гизехских пирамид, были извлечены из нуммулитовых гор Торах и Масарах, возвышающихся над восточным берегом Нила, где теперь берут материалы для увеличения Каира, после того как были взяты для этой цели материалы, из которых был построен Мемфис: народная легенда гласит, что бесчисленные ископаемые, находимые в камнях, образующих ступеньки пирамид, не что иное, как бобы чечевицы, которые были оставлены рабочими, строившими эти громады. Некогда нуммулитовые глыбы памятников были обшиты снаружи гладким известняком, похожим на мрамор; часть этой облицовки сохранилась даже до сих пор на вершине пирамиды Хефрена; но теперь уже не видно более никакого следа иероглифов, украшавших наружную сторону памятников13. Внутренние корридоры, нарочно расположенные таким образом, что искатели непременно заблудились бы в бесконечных переходах и не могли бы добраться до входа в погребальные склепы, выложены гранитом. После долгих поисков, археологам удалось наконец открыть саркофаги государей, в память которых были воздвигнуты эти гигантские гробницы: саркофаг Хеопса, или Хуфу, стоит еще на месте в комнате со сводами; глыбы черного гранита, составляющие обшивку этой камеры, так хорошо отполированы, что посетитель видит, при свете факелов, в стене свое изображение, как в зеркале. Усыпальница Менкеры или Мицерина находилась в скале, первоначальном ядре, над которым была построена пирамида; саркофаг, который она содержала, погиб у берегов Португалии, вместе с кораблем, везшим его в Англию.
В углу, образуемом на северо-западе между двумя колоссальными гробницами Хеопса и Хефрена, неровное и горбатое плоскогорье изрыто во всех направлениях, как громадная нора, могилами и некрополями, где покоятся подданные фараонов. На юге, на востоке сохранились другие остатки глубокой древности, стены и надгробные памятники, а на краю плато, окруженного дюнами, стоит сфинкс, гигантский страж пирамид. Чудовище, устремившее свой бесстрастный взор на расстилающуюся внизу равнину, действительно может быть названо «чудесным произведением богов», как гласит древняя надпись, прежде непонятная: это песчаниковая скала, которой игра природы придала неопределенные контуры сидящего животного, и которую египетские зодчие обшили каменной работой, предназначенной восполнить и доделать неясно очерченные формы. Значительные впадины заполнены большими, грубо сложенными камнями, но внешняя оболочка состоит из маленьких правильных камней, тщательно отесанных и вырезанных, так что вылеплены даже мускулы животного, которое представляло бога Гар-эм-Ху, то-есть «Горуса в Лучезарном Солнце» или «Горуса Двух Горизонтов»: надпись, открытая Мариеттом, приписывает Хеопсу «реставрацию» этого памятника. Туземцы дают этому колоссу имена: «Отец страха»14 и «Лев ночи»15. Комнаты или залы, которые Ванслеб и другие исследователи, будто-бы, видели в спине сфинкса или позади животного, не были отысканы; но на юго-западе, в непосредственном соседстве колосса, Мариетт откопал среди песков подземный храм с огромными стенами из розового гранита и алебастра, обложенными самыми большими глыбами известняка, какие известны до сих пор; он не имеет никаких украшений и, повидимому, принадлежит к переходной эпохе между мегалитовыми памятниками и зданиями в собственном смысле16. Статуя фараона Хефрена, найденная в этом храме, и которую теперь можно видеть в Булакском музее, в Каире, есть, может-быть, лучшее из всех известных нам произведений египетской скульптуры; в эту эпоху искусства гиератическое правило еще не навязало ваятелям неизменных форм. Статуя была запрятана, быть-может, брошена в колодезь, после постройки здания.
. . . . . .
1. Реклю. Земля и люди. Том 10
tom10.pdf ; 24727754 байт
2. Реклю. Земля и люди. Том 10. Исходный текст
tom10.odt ; 17904646 байт