X
Швейцарский народ, представляющий пеструю смесь племен, наречий и религий, управляется не так, как большие государства, во главе которых стоит или единоличный правитель, монарх, или одна политическая партия. Несмотря на успехи централизации, которая и в Швейцарии постоянно усиливается с начала текущего столетия, каждый из швейцарских кантонов представляет федерацию самостоятельных общин, имеющих собственное, совершенно независимое, управление, и сама республика есть не что иное, как союз кантонов, пользующихся широкою автономиею в своих внутренних делах. В прежнее время, при бесконечном разнообразии политических форм, Швейцария распадалась на многие сотни маленьких государств, территории которых, взаимно переплетаясь, образовали настоящий лабиринт чересполосных владений, и которые группировались в государства высшего порядка посредством делегаций разных степеней. Согласно законам географии, долина составила, в общем государственном организме, первую республиканскую клеточку или ячейку, поразительным примером чего служит Граубюнден. Благодаря особенным условиям местности, где общины отделены одна от другой барьерами из скал и снежных масс, жителям этой области легко было сохранить в каждой долине и котловине свою местную автономию. Эти различные группы соединялись, для управления общими делами, в юрисдикции и высшие юрисдикции, власть которых имела некогда символом виселицу, а юрисдикции, в свою очередь, образовали лигу, в видах защиты своей территории от внешнего врага. Три такия лиги («серая», «лига Дома Божия» и «лига Десяти судов»), общая федерация всех соединившихся общин, и составляли самостоятельный политический союз, известный под именем Граубюндена.
В целом, Швейцарская республика нисколько не походила на тот идеальный тип, который обыкновенно соединяют с понятием о подобном политическом устройстве. Злоупотребления феодальной системы и насилия завоевания уживались в этой стране рядом с широкими местными вольностями. Крепостное право тоже существовало в Швейцарии; в Золотурне оно сохранялось еще в 1782 г. Жители равнин и низких холмов, не защищенные естественными преградами от нашествия вооруженных шаек, сделались домашним скотом господ или монастырей. В каждом месте были свои особые законы и права; привилегии везде менялись, смотря по превратностям войн и союзов. Между городами некоторые пользовались титулом союзников, без всякой самостоятельности; другие только состояли под покровительством; но большинство из них составляли просто добычу победителя и должны были повиноваться или одному из кантонов, или всей совокупности швейцарского народа. Нужно было страшное потрясение, произведенное французскою революциею, чтобы изменить этот анормальный порядок вещей и заставить швейцарцев вступить на путь равенства гражданского и политического. Распределение вероисповеданий в Швейцарии служит наглядным доказательством того деспотического насилия, с которым некогда каждое маленькое государство вторгалось в духовную жизнь своих граждан; религиозные обряды, так же, как церемониал празднеств, составляли предмет строгой регламентации, насильно навязывались всем и каждому без исключения. Смотря по исходу религиозной борьбы, завязавшейся после реформации, все жители, принадлежавшие к известному политическому обществу, обязаны были исповедывать одну и ту же обрядность, какова бы ни была их тайная вера: этим и объясняется господствующее в Швейцарии странное смешение религий, не зависящее ни от области языков или национальностей, ни от положения горных склонов, но которое теперь все более и более сглаживается, благодаря современной веротерпимости, оживленным сношениям между различными кантонами и иммиграции иностранцев. Кроме того, в последнее время образовалось новое вероисповедание: мы говорим о культе так называемых «старо-католиков», которые группируются преимущественно в кантонах Золотурн, Берн, Ааргау.
Некоторые малые кантоны: Гларус, Ури, оба Аппенцельские и оба Унтервальденские полукантоны, до сих пор сохранили свои старинные народные собрания, где все граждане сообща рассуждают об общественных делах. При начале образования швейцарской конфедерации эти собрания имели весьма важное значение, и на них-то, без сомнения, были принимаемы все великия национальные решения: об одном из таких всенародных сходов, или Landsgemeinden, упоминается в письменных памятниках конца тринадцатого столетия. Народные собрания кантонов Швиц и Цуг были отменены—первое вследствие французского нашествия в 1798 г., а второе после истории Зондербунда. Что касается народных собраний двух лесных кантонов, Ури и Унтервальдена, то они все еще устраиваются периодически с большим торжеством и представляют очень любопытное зрелище, как явление минувших веков, украшенное чудным пейзажем окружающей местности. Но в действительности это одна устарелая форма, служащая только к тому, чтобы замаскировать перемещение власти, перешедшей в руки нескольких влиятельных родов. Особенно внушительный вид по многолюдству имеет эта средневековая Landsgemeinde в Трогене, в Ауссерродене (Аппенцельский кантон), где иногда собирается более десяти тысяч граждан. Народное собрание Гларуса замечательно тем, что оно более других сохранило свои старинные прерогативы; кроме того, оно отличается одним оригинальным обычаем: на этом собрании присутствуют и дети; сгруппировавшись вокруг эстрады, они слушают речи взрослых и таким образом постепенно приучаются к обсуждению общественных дел (Eug. Rambert, «Les Landsgemeindes de la Suisse, les Alpes», V vol.).
Законодательство не во всех кантонах одинаково, по крайней мере по вопросам, не подлежащим ведению конфедерации. Смертная казнь и телесные наказания, отмененные, было, повсюду, теперь восстановлены в некоторых кантонах, преимущественно центральных; под новым правом во многих кантонах проглядывают еще следы средневековой юриспруденции. В других кантонах, напротив, в особенности в Тессине, уголовный закон опирается на том гуманном начале, что наказание должно иметь единственною целью нравственное исправление преступника, и что совершенная им вина может быть искуплена его последующим поведением. Старые законы кантонов, различно толкуемые, смотря по столкновениям интересов, часто подают повод к юридическим спорам и пререканиям; но можно надеяться, что под давлением федеральных законов, истолкователем которых является высший союзный трибунал, заседающий в Лозанне, отдельные кантоны, в конце концов, примут одинаковый для всех национальный кодекс.
Главное различие между областями, входящими в состав Швейцарского союза, состоит в неравенстве их территории и цифры населения. Самый большой из швейцарских кантонов, Граубюнден, почти в двести раз обширнее Базельского городского полукантона, тогда как Бернский кантон в сорок шесть раз превосходит числом жителей полукантон Нидвальден. Тем не менее, девятнадцать кантонов и шесть полукантонов, столь различные между собою по степени действительной важности, все одинаково равны по праву, все независимы и самостоятельны в делах местного управления, и полукантоны, в отношении государственной полноправности, отличаются от целых кантонов только тем, что они имеют по одному представителю в федеральном совете, тогда как кантоны посылают каждый по два депутата в это собрание. Относительная величина кантонов по пространству и населению видна из нижеследующей таблицы, где показаны также господствующие язык и религия.
КАНТОНЫ | Площадь в кв. килом. | Население в 1888 г. | Число жител. на 1 кв. килом. | Главный город | Язык | Религия | |
Цюрих | 1.725 | 337.183 | 197 | Цюрих | Немецкий | Протестан. | |
Берн | 6.888 | 536.679 | 78 | Берн | Нем., Франц. | Прот., Катол. | |
Люцерн | 1.501 | 135.360 | 90 | Люцерн | Немецкий | Католич. | |
Ури | 1.076 | 17.249 | 16 | Альторф | „ | „ | |
Швиц | 908 | 50.307 | 55 | Швиц | „ | „ | |
Унтенвальден | Обвальден | 475 | 15.043 | 32 | Сарнен | „ | „ |
Нидвальден | 290 | 12.538 | 43 | Станц | „ | „ | |
Гларус | 691 | 33.825 | 49 | Гларус | „ | Протестан. | |
Цуг | 239 | 23.029 | 97 | Цуг | „ | Католич. | |
Фрейбург | 1.669 | 119.155 | 72 | Фрейбург | Франц., Нем. | „ | |
Золотурн | 792 | 85.621 | 108 | Золотурн | Немецкий | „ | |
Базель | городской полукантон | 36 | 73.749 | 2.049 | Базель | „ | Протестан. |
сельский полукантон | 422 | 61.941 | 147 | Листаль | „ | „ | |
Шафгаузен | 294 | 37.783 | 129 | Шафгаузен | „ | „ | |
Аппенцелль | Ауссероден | 242 | 54.109 | 224 | Гернзау, Троген | „ | „ |
Иннерроден | 178 | 12.888 | 73 | Аппенцелль | „ | Католич. | |
Санкт-Галлен | 2.019 | 228.174 | 114 | С.-Галлен | Немецкий | Прот., Катол. | |
Граубюнден | 7.133 | 94.810 | 13 | Кур | Нем., роман., итальян. | „ | |
Ааргау | 1.404 | 193.580 | 138 | Ааргау | Немецкий | „ | |
Тургау | 988 | 104.698 | 106 | Фрауенфельд | „ | „ | |
Тессин | 2.818 | 126.751 | 45 | Локарно | Итальян. | Католич. | |
Во или Ваадтланд | 3.223 | 247.655 | 78 | Лозанна | Французск. | Протестан. | |
Валлис | 5.248 | 101.985 | 19 | Сион | Франц., Нем., Итал. | Католич. | |
Нефшатель | 808 | 108.153 | 135 | Нефшатель | Французск. | Протестан. | |
Женева | 279 | 105.509 | 383 | Женева | „ | Прот., Катол. | |
Вся Швейцария | 41.346 | 2.917.754 | 71 |
Из всех ныне существующих меленьких федеративных республик Швейцария наиболее приближается к идеалу народного правления. По её конституции, «государственная власть принадлежит всей совокупности граждан»; она приводится в действие прямо чрез избирателей и косвенно чрез посредство должностных лиц. Народ пользуется также законодательною властью или посредством прямого почина со стороны граждан, подающих голоса, или посредством одобрения или неодобрения всех актов законодательства, имеющих действительную важность. Даже отдельно всякий гражданин имеет право предлагать законы, и если он получит согласие тринадцатой части общего числа избирателей, то может требовать, чтобы его проект был представлен на обсуждение всего кантона. Таким образом, вся страна составляет один большой парламент, в котором каждый швейцарец есть член по праву рождения.
По смыслу федерального договора, заключенного в 1848 году и пересмотренного в 1874 г. в духе более сильной централизации, ни один кантон не имеет более права вступать в политические союзы с другими кантонами или с иностранными государствами; все державные права отдельных кантонов перешли к нации, взятой во всей совокупности граждан. Одна только конфедерация может заключать трактаты с иностранными государствами и объявлять войну; ей подчинены союзные военные силы, образующиеся из контингентов, поставляемых отдельными кантонами; она же чеканит монету, установляет весы и меры, управляет почтами и телеграфами, взимает таможенные пошлины на границе. Вместе с тем, на конфедерации лежит обязанность защищать права и свободу гражданина и наблюдать за тем, чтобы кантоны сами не позволяли себе нарушать эту свободу.
Столица Швейцарии есть Берн, город, избранный также центром всеобщего почтового союза, который теперь обнимает почти весь цивилизованный мир. Высшая власть республики, представляемая федеральным собранием, которое имеет пребывание в Берне, состоит из двух отделений: национального или народного совета, члены которого выбираются на три года и в числе пропорциональном количеству населения, именно по одному депутату на каждые 20.000 жителей; и совета кантонов, в который каждый полукантон посылает по одному, а каждый полный кантон по два уполномоченных. Члены национального совета, который является непосредственным представителем народа, получают жалованье от конфедерации, тогда как депутаты кантонального совета вознаграждаются за свои труды самими кантонами. Союзное собрание, состоящее из двух палат, выбирает из своей среды исполнительный федеральный совет в составе семи членов, из которых один назначается президентом конфедерации только на один год: вторично он уже не может быть избран на эту должность. Годовое содержание президента республики, выдаваемое ему, как и другим членам исполнительного федерального совета, из союзной казны, определено в 13.500 франков; товарищи его получают по 12.000 франков. Во всех почти кантонах местное управление организовано так же, как и центральное правительство, но централизация усиливается. В 1849 году число федеральных чиновников было около 500, в 1880 же году оно уже переходило за 7.000.
Каждый швейцарский гражданин, по достижении 20-ти-летнего возраста, делается избирателем и сам может быть выбираем на общественные должности; только лица из духовного звания не пользуются последним правом, т.е. правом служить по выборам. Все швейцарцы, имеющие от 20 до 45 лет от роду, обязаны нести воинскую повинность, или лично, или посредством взноса выкупной суммы, в случаях, определенных законом. Постоянного войска в Швейцарии не существует; но союзное правительство каждый год призывает под ружье, на несколько недель, граждан, принадлежащих к федеральной армии. Эта армия состоит: из «отборнаго войска», для которого каждый кантон поставляет по три человека с каждой сотни жителей, из ландвера, к которому причислены все граждане в возрасте от 34 до 44 лет, и из ландштурма, в который входят все граждане в возрасте от 17 до 50 (офицеры до 55) лет, не принадлежащие к отборному войску и ландверу. Состав армии в 1895 г. (по штатам военного времени): отборное войско,—137.649, ландвер—80.602, ландштурм—230.000 (61.000 вооруженных) человек.
Армия, хотя она и непостоянная, с каждым годом требует все больших расходов и ложится все более тяжелым бременем на бюджет Швейцарии. Уже около половины текущего столетия для большинства кантонов началась эра дефицитов; теперь она пришла и для всей республики, вступившей отныне на путь централизации. Первый заем был сделан в 1871 г.; потребуются и новые займы, если последуют совету некоторых офицеров—окружить Швейцарию укреплениями для «обезпечения её нейтралитета», и загородить фортами все проходы Юры (так как со стороны Германии Швейцария совершенно открыта, то считают бесполезным воздвигать какия-либо укрепления на этом «стратегическом фронте»). Многие кантоны имеют уже весьма значительный долг, и к тому же в кантонах большая часть налогов взимается в виде прямой подати, так что, следовательно, плательщики чувствуют все бремя лежащих на них денежных повинностей. Что касается действительных доходов государства, то почти единственным источником их служит таможенный сбор, так как доход от почты и телеграфов почти целиком употребляется на покрытие издержек по содержанию этих учреждений. Хотя Швейцария есть государство нейтральное по преимуществу, она тем не менее тратит большие суммы на военные силы; увлекаясь примером соседних держав, она уже переделала и пополнила все вооружение своей армии, пушки, ружья и карабины, но до сих пор еще не создала, если не считать Цюрихской Политехнической школы,—того центрального союзного университета, учреждение которого было возвещено уже конституциею 1848 г. и затем снова обещано в пересмотренной конституции.
Федеральный бюджет Швейцарского союза (по исполнению росписи 1895 г.):
Доходы—81.005.586 франков; расходы—76.402.630 франк, (из этого числа 23.012.361 франк. на военное ведомство).
Состояние имущества Союза 1 января 1895 г.:
Актив государства: 156.326.189 франков. Пассив: 85.203.586 франк. Проценты и погашение по государственному долгу: 4.276.595 франков.