IV.
Все важнейшие города Ютландии расположены на берегу или, по крайней мере, на покатости восточного моря. Население естественно должно было группироваться на этой стороне полуострова, которая представляла ему тройную выгоду: земли более хлебородные, гавани более глубокия, лучше защищенные от ветров и легче доступные для судов, и, наконец, соседство плодородных и населенных островов Фионии и Зеландии. В давние времена, когда датчане, жаждавшие завоеваний и грабежа, устремляли взоры вдаль, к Англии и к другим странам Западной Европы, они направились в большом числе на западное прибрежье, как более удобное для их экспедиций. В ту эпоху город Рибе, лежащий близ нынешней границы германских владений, был весьма важным пунктом. Он обогащался тогда, между прочим, значительною добычею, приносимою из дальних стран в дар его священникам и монахам. В настоящее время Рибе с большим трудом поддерживает свои сообщения с морем: извилистая речка Рибе-Аа, теряющаяся на западе в тинистых пространствах морского прибрежья, совершенно мелеет и обнажает свое илистое дно при низком стоянии воды в море, так же, как и канал, прорытый через береговые наносы. Далее на север, город Рингкьебинг, построенный на берегу большой лагуны того же имени, представляет незначительное рыбачье местечко, хотя его и выбрали главным административным пунктом самого обширного округа полуострова. Затем до самого мыса Скаген мы не встречаем ни одного города на морском берегу; только маленькия деревушки попадаются там и сям среди дюн, между прибрежными прудами. Главный пункт островной территории Ти, которая простирается на запад от Лимфьорда, Тистед, или «город Ти», стоит на берегу этого внутреннего залива; здесь родился Мальтбрен, великий географ, которого изгнало его отечество и который сделался одним из ученых светил Франции.
На восточном берегу Ютландии первый город, который представляется нам к северу от территории, присоединенной к Германии, есть Кольдинг, лежащий у оконечности одного мелководного фьорда, и вблизи которого видны обширные развалины замка времен шестнадцатого столетия, разрушенного пожаром в 1808 году, когда страна была занята французскими войсками, под начальством маршала Бернадота. Кольдинг менее важен, чем следующий за ним город Фредериция, недавно бывший крепостью, которая командовала проливом Малый Бельт при северном его устье; в городе есть несколько памятников, напоминающих о победе, которую датчане одержали 6-го июля 1849 года над шлезвиг-голштейнскою армией. Далее, в ютландский берег вдается фьорд Вейле, над которым возвышаются, с той и другой стороны, холмы, поросшие буковым лесом; глубина этого залива уменьшается по направлению от востока к западу с замечательною правильностью, и воды его постепенно исчезают на низменном плоском берегу, через который проходит узкий канал для мелких судов: самое название Вейле есть синоним выступившего наружу морского дна. Город Вейле расположен на своего рода перешейке из закрепленных пространств почвы, между красиво изгибающейся линией бухты и болотистыми низменностями, заменившими воды высохшего лимана. В небольшом расстоянии к северо-западу от Вейле находится древний королевский бург Иеллинг, где видны еще могильные курганы Горма и Тиры, воздвигнутые около 960 года сыном их Гаральдом, по прозванью «Синий Зуб»; между этими горками стоит старинная церковь; камни, воздвигнутые в честь этой королевской четы, украшены любопытными символическими фигурами и руническими надписями, содержание которых было разобрано Финн-Магнусоном, Раском и Рафном.
Город Горсенс построен, как и Вейле, при оконечности фьорда того же имени, тогда как Ааргус, самый многолюдный город Ютландии, расположен на самом берегу моря и имеет гавань, хорошо защищенную от ветров. Ааргус важен как центральная станция железных дорог Ютландии и как главная пристань для судоходства между полуостровом и Копенгагеном (торговая флотилия Ааргусского порта в 1890 году: 60 судов в 6.605 тонн). Политическое первенство принадлежало некогда городу Виборгу, который находится на берегу озера, недалеко от геометрического центра Ютландии: в этом старинном городе короли всего чаще имели свое пребывание; главная достопримечательность его—собор, один из красивейших храмов Дании, недавно перестроенный заново. Далее на востоке встречаем город Рандерс, имеющий непосредственное сообщение с морем через фьорд, у оконечности которого он расположен; впрочем, суда, пройдя бар, где глубина воды в часы отлива менее 4 метров, должны останавливаться в небольшом расстоянии перед входом в устье, на глубокой якорной стоянке Удбигой. Рандерс, после Гренобля,—один из важнейших центров фабрикации перчаток, известных в торговле под названием «шведских».
Город Аальборг, растянувшийся на большом пространстве по южному берегу Лимфьорда, через который в этом месте построен великолепный железнодорожный мост, ведет довольно деятельную торговлю (торговая флотилия его в 1890 г. состояла из 112 судов, в 6.016 тонн); но бар при входе в залив так мелок, что проходить через него могут только небольшие суда; вообще крайне необходимо было бы иметь большой коммерческий порт и безопасную гавань близ северной оконечности полуострова, между двумя бурными морями, Скагерраком и Каттегатом. Эта оконечность Ютландии одна из самых опасных на обоих берегах в дурную погоду: со стороны Скагеррака берег во многих местах бывает усеян выброшенными волною обломками разбившихся кораблей; между островом Лезе и мысом Скаген каждый год погибает по меньшей мере от тридцати до сорока судов, на сорок или пятьдесят тысяч судов, проходящих через пролив; в одну только бурю, свирепствовавшую в ноябре 1876 года, тридцать девять судов сели на мель в Вейле; прибрежным жителям часто приходится во время бурь отдавать себя на волю разъяренных волн, чтобы спасти потерпевших кораблекрушение. Порт Фредериксгавн, выкопанный на юге бухты, вокруг которой изгибается восточный берег оконечности Скаген, совершенно недостаточен как убежище для судов во время бури, и потому пришли к мысли увеличить его и дополнить якорною стоянкой рыбачьих островов, известных под общим названием Гиртсгольмене: эта гавань, где глубина воды значительна, оставалась бы круглый год открытою для движения торговых судов. Городок Скаген, состоящий из нескольких групп домов, защищенных дюнами, замечателен как самое важное во всей Дании место рыбной ловли. Мерлан, треска, палтус, камбала и другая рыба ловится там во множестве; вследствие этого, Скаген, как и соседний город Фредериксгавн, постоянно посещаются живорыбными судами, которые приходят туда за грузом живой рыбы и доставляют ее на рынки Копенгагена и других датских городов.
На острове Фиен, или Фиония, находится один из древнейших городов Дании, Оденсе, «город, посвященный Одину». Он был основан ранее той эпохи, когда появился первый каменный дом среди рыбачьих хижин, на месте которых теперь красуются дворцы Копенгагена; собор его заключает несколько гробниц древних королей; кроме того, он замечателен как место рождения известного поэта, и увлекательного рассказчика Андерсена, происходящего из очень бедного семейства, подобно большей части великих писателей Дании. Главный город обширного сада, образуемого островом Фиония, окруженный прекрасно обработанными полями, Оденсе есть в то же время центр промышленности и торговли, хотя он расположен в некотором расстоянии от моря и сообщается с ним только посредством неглубокого канала, куда не могут даже проникать суда, имеющие 3 метра водоуглубления. Впрочем, благодаря дороге, пересекающей остров, Оденсе дополняется на западе портами Миддельфарт и Стриб, при проливе Малый Бельт, а на востоке—с укрепленным портом Ниборг, при проливе Большой Бельт. На южном берегу Фионии, напротив маленького острова Тасинге, лежит городок Свенборг, где находятся кораблестроительные верфи; он служит сборным пунктом для судоходства и рынком для жителей островов Тасинге, Эре, Лангеланд. Этот последний остров замечателен как родина братьев Эрстед, физика и юриста; филолог Раск был сын бедного крестьянина, жившего на о. Фионии. Город Свенборг расположен в одной из живописнейших местностей Дании. Со всех окрестных холмов взорам наблюдателя представляются восхитительные пейзажи. Самый высокий холм на острове Тасинге, называемый Брегиинге, имеет всего только 81 метр высоты; но с вершины его вы видите у себя под ногами, точно на карте, обширное пространство в 6.500 квадр. километров: буковые леса, возделанные поля и рукава моря, усеянные многочисленными судами.
Главный город острова Зеландии и столица государства, Копенгаген (по-датски Kjobenhavn, что значит «Купеческая гавань»), заключает в себе восьмую часть населения всего Датского королевства: все датские города, вместе взятые, не имеют в своих стенах столько жителей, как метрополия, расположенная на берегу одного из проливов, соединяющих Северное море с Балтийским. Очевидно, Копенгаген по величине больше, чем то, казалось бы, дозволяла политическая роль главного города маленького, пришедшего в упадок, королевства: это объясняется тем, что он имеет особенное значение не как датская столица, а как европейский город, принадлежащий, так сказать, всем северным нациям нашего континента.
Географическое положение Копенгагена, как и положение Константинополя, представляет двойную выгоду: там перекрещиваются путь из одного моря в другое и дорога, иногда твердая в зимнее время, которая соединяет два полуострова. Товары и путешественники, направляющиеся из Балтики в воды Великобритании, из Германии и Ютландии в порты Швеции, должны проходить через один и тот же пункт. Канал и мост, так сказать, пересекаются под прямым углом в том месте, где стоит Копенгаген, и потому нет ничего удивительного, что этот город возвеличился, сделался могущественным центром чрез торговлю. Правда, Эрезунд или Зунд—не единственный пролив, посредством которого Балтика соединяется с Немецким морем и который составляет продолжение Каттегата; но он самый удобный для судоходства, и в действительности его можно считать единственным каналом. Малый Бельт, лежащий в стороне от естественного пути судов, есть как-бы извилистая река, которая, повидимому, сливается с фьордом, врезывающимся в берег Ютландии. Большой Бельт, достаточно широкий и глубокий, чтобы дать проход целым флотам, усеян во многих местах подводными камнями и песчаными мелями, и когда судоходство производилось только при помощи весел или парусов, суда должны были опасаться, в этом длинном и извилистом проливе, частой перемены ветров и течений. Зунд, напротив, представляет канал, открывающийся по прямой линии от одного моря до другого, и где проход затрудняется только небольшим числом островов и подводных скал. Суда, подталкиваемые ветром и волной, часто могут входить из одного моря в другое, не имея надобности менять расположения парусов. Западный ветер, который обыкновенно дует в этих водных областях, не более затрудняет плавание при входе в Балтийское средиземное море, чем при выходе из него; только чтобы избегнуть его, по временам, сильных ударов, моряки должны стараться придерживаться защищенного от штормов и шквалов берега Зеландии; но именно вдоль этого-то берега воды моря имеют наибольшую глубину и наименее усеяны подводными камнями и мелями. Следовательно, город, построенный властителями страны, чтобы командовать судоходством по проливу, естественно должен был возникнуть на западном берегу Зунда: таким образом, течение воды и дуновение ветра наперед назначили этому островному прибрежью торговое и политическое преобладание.

Что касается в частности места берега, где должен был построиться Константинополь балтийского пролива, то на первый взгляд казалось бы всего естественнее было выбрать для этой цели местоположение, занимаемое городом Гельзингером, так как там открываются ворота в собственном смысле, ведущие в пролив, и море, заключенное между двумя берегами, съуживается до того, что имеет вид реки. И действительно, стратегическое положение Гельзингера всегда было чрезвычайно важно, особенно с тех пор, как изобретение артиллерии дало датчанам возможность командовать всею шириною этого морского прохода. Тем не менее, местоположение Копенгагена имело то преимущество перед Гельзингером. что оно представляло торговле безопасный рейд, обширный естественный порт: брешь, открытая между большим островом Зеландией и островком Амагер, должна была привлекать суда, и последние не преминули воспользоваться этим удобным проходом, как только торговые сношения между двумя соседними морями приняли правильный ход. Когда основанное в этом месте поселение упоминается в первый раз в истории, в 1043 году, оно не имеет другого имени, кроме Hafn, или «гавани», как будто это была гавань по преимуществу; около 1200 года летописец Дании, Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus),называет его Portus Mercatorum, то-есть «Купеческим портом»; это наименование сохранилось за ним и до наших дней. Даже с военной точки зрения Копенгаген занимает столь же важное положение, как и Гельзингер, ибо фарватер судов идет именно вдоль его рейда и продолжается на юг к Балтийскому морю Дрогденским проходом, между островами Амагер и Сальтгольм: мели и подводные камни делают недоступною большим судам ту часть Зунда, которая простирается на восток к шведским берегам. Таким образом форты Копенгагена, так же, как и укрепления Гельзингера, господствуют над проливом, по которому должны проходить из одного моря в другое суда, торговые или военные, дружественные или неприятельские. Политическое главенство Копенгагена после того, как этот город избрали королевскою резиденцией, было легко завоевано; вскоре там сосредоточились живые силы государства; отсюда должна была впредь исходить всякая инициатива Дании, вся её государственная деятельность; здесь же внешние враги должны были пытаться нанести решительный удар, чтобы овладеть всею страной. По своему географическому положению, Копенгаген есть центр всего полукруга, который развертывается от мыса Скаген до острова Борнгольма; но его притягательная сила простирается далеко за пределы этой области, и часто Копенгаген, самый многолюдный город всей Скандинавии, стремился сделаться её общей столицей, как был таковою Роскильде в продолжение целой трети столетия, в царствование королевы Маргариты и её преемников. Скания долгое время оставалась датскою землей, а Норвегия только с 1815 г. перестала быть политически соединенной с Данией. Однако, хотя Копенгаген пользуется превосходным географическим положением в торговом отношении, но, как столица государства, он не окружен землями, имеющими достаточное сцепление для того, чтобы он мог сохранить свое могущество среди главных городов северной Европы. В самом деле, что значит маленький датский архипелаг в сравнении с теми обширными равнинами, на которых сгруппировались, с одной стороны, немецкия населения, с другой—северные славяне, и которые с течением времени образовали две империи—Германию и Россию? Рядом с этими могущественными государствами Дания не может более рассчитывать на свои собственные силы, и теперь соперничество её соседей служит для неё лучшим шансом спасения; но спасение это очень ненадежно, и малейшее политическое потрясение может быть утилизировано для удовлетворения завоевательных поползновений того или другого соседа. Копенгаген и Зунд были бы, без сомнения, драгоценною добычей для завоевателя. Петр Великий называл основанный им на берегах Невы город «окном, прорубленным в Европу»; не мог ли бы Копенгаген сделаться дверью, отворенною в остальной мир? К счастью, два соперника, равные силой, даже три, считая Великобританию, не спускают глаз с этого лакомого куска.
Столица Дании построена, так сказать, в проливе, между островами Зеландия и Амагер. Подвижные илистые мели были завоеваны на море посредством земляных насыпей; острова, сохранившие поныне прежнее название holm, были соединены с берегом; но вокруг гаваней, военной и купеческой, многие каналы придают городу чисто голландскую физиономию. Часто опустошаемый пожарами, Копенгаген в большей части имеет вид нового города, и пояс городских стен и рвов, окружавший его со стороны твердой земли, почти весь уничтожен, чтобы дать возможность строить новые кварталы в прилегающей полосе, особенно на северной и западной сторонах, по направлению к Фредериксбергу; но цитадель и форты, построенные на берегу моря, отделяют город в собственном смысле от морского прибрежья, и даже в самом море стоят уединенные форты, воздвигнутые на искусственных островках. Эти укрепления, эти грозные крепостные орудия напоминают достославное сопротивление города, когда флот Нельсона пришел, в 1801 году, аттаковать и уничтожить датские военные суда, стоявшие на рейде. Шесть лет спустя, среди полного мира, англичане, как известно, опять явились нежданно-негаданно, чтобы бомбардировать Копенгаген, жечь его здания, захватить его флот.
Построенный из камня и кирпича, окрашенных в серый цвет, Копенгаген—довольно красивый и богатый город, располагающий значительным бюджетом. В нем есть несколько любопытных памятников и общественных зданий, где собраны сокровища, драгоценные для ученых и художников. Вблизи порта, осьмиугольная площадь Амалиенборг, украшенная бронзовой конной статуей короля Фридриха V, окружена дворцами, составляющими обыкновенную резиденцию королевской фамилии, а эти дворцы, в свою очередь, окружены садами и парками. Дворец Христиансборг, где все еще происходят оффициальные приемы государя и где теперь собираются также обе палаты парламента, заключает, между прочим, картинную галлерею, драгоценную в особенности собранными в ней произведениями живописи голландских мастеров, а также богатой коллекцией картин датской школы. Недалеко от этого дворца помещается королевская библиотека, содержащая около полумиллиона томов и до 17.000 рукописей. Университет, основанный уже четыре столетия тому назад и посещаемый ныне слишком тысячею (около 1.200) студентов, также имеет обширную библиотеку, заключающую около 250.000 томов, между которыми есть неоцененно дорогия сочинения, как, например, собрание исландских саг, состоящее из 2.000 манускриптов. Во дворце наследного принца помещается превосходный музей северных древностей, основанный Ниерупом и в особенности Томсеном: вместе с стокгольмской коллекцией древностей, это самый полный кабинет этого рода во всем свете,—кабинет, долго служивший образцом; в нем собрано более 40.000 предметов, расположенных в таком порядке, что они наглядно рассказывают нравы и образ жизни людей, которые обитали последовательно на почве Дании в течение веков, предшествовавших истории. В том же здании находится великолепный музей сравнительной этнографии, созданный также стараниями Томсена. Замок Розенборг, дворец семнадцатого столетия, поднимающийся, среди окружающего его сада, огромной квадратной массой с высокими башнями по бокам, заключает в своих аппартаментах коллекции предметов всякого рода,—может быть, менее богатые, чем коллекции дрезденской «Зеленой кладовой», но превосходно распределенные по эпохам знаменитым Ворсеэ; одна из зал содержит обширное собрание венецианского хрусталя. В другом замке, Шарлоттенборге, помещается академия художеств. Что касается астрономической обсерватории, то это самое почтенное из всех заведений этого рода, существующих в Европе: краеугольный камень её был положен в 1637 году, полстолетия спустя после того, как известный Тихо-Браге воздвиг на острове Гвен «Замок неба», ныне разрушенный. Недалеко от биржи, которая увенчана колокольней странного вида, сделанной из четырех переплетающихся драконов, бросается в глаза громадная кенотафия в египетском стиле, посвященная памяти Торвальдсена и заключающая всю его мастерскую и различные его коллекции; в центре здания, на обширном дворе, стоит гробница знаменитого ваятеля, окруженная многочисленными статуями его работы. Кафедральный собор также украшен несколькими произведениями резца этого скульптора, славнейшего из уроженцев датской столицы. В Копенгагене существует много ученых обществ; самое важное из них—общество северных антиквариев; в 1876 году основано географическое общество, насчитывающее теперь в своей среде около тысячи членов.
Крупная промышленность Дании сосредоточена главным образом в Копенгагене и его предместьях: чугуннолитейные и железоделательные заводы, рафинадные заводы, прядильные и ткацкия мануфактуры, фарфоровые и фаянсовые фабрики и, наконец, всякого рода фабричные заведения, где приготовляются предметы оснастки и продовольствия судов, покрывают обширные пространства земли в соседстве порта и во многих других кварталах. Более половины торговых оборотов всего государства совершается на рынке столицы, и хотя Копенгаген владеет только четвертью торгового флота, принадлежащего Дании, но более чем половина судоходства королевства производится чрез его порт. Купеческий флот Копенгагена состоит (1893 г.) из 460 судов, общая вместимость которых 120.492 регистров. тонн, в том числе 196 пароходов. Движение судоходства в Копенгагенском порте в 1893 году представляло следующие цифры:
По внутренней торговле: в приходе—5.882 судна, с грузом, в сложности, 192.155 тонн; в отходе—6.237 судов, с грузом в 249.080 тонн. По внешней торговле: в приходе—11.302 судна, с грузом в 1.001.815 тонн; в отходе—11.378 судов, с грузом в 260.528 тонн.
Значительная часть сырых произведений страны отправляется за границу из этого города, и сюда же привозится в склады большая часть иностранных мануфактурных произведений. Что касается ценности этой торговли, то она значительно превышает половину ценности всего торгового обмена королевства, ибо копенгагенские негоцианты получают почти все более ценные товары, и все главные линии пароходства имеют свои пристани в порте столицы: четыре пятых коммерческого парового флота Дании принадлежат копенгагенским судовладельцам. Столица Дании выбрана местом пребывания компании северных телеграфов, которая владеет почти 8.000 километров телеграфной проволоки, идущей от Англии и Франции до Японии через всю Европейскую Россию и Сибирь. Прилегающий с южной стороны остров Амагер может быть назван садом столицы, благодаря трудолюбию живущих на нем земледельцев, предки которых переселились из северной Голландии в 1514 году; эти нидерландские колонисты, занимающиеся огородничеством и передающие свой промысел из рода в род, носят еще отчасти старинный национальный костюм, да и в языке их встречаются кое-какие следы голландской речи. Другой соседний остров, называемый Сальтгольм, также может быть рассматриваем как часть Копенгагена, хотя он отделен от города Дрогденским проливом. Остров этот очень низменный: поверхность его так мало поднимается над морем, что издали пасущийся на траве скот кажется бродящим по воде; тем не менее, на острове существуют большие ломки известкового камня.
Идя вдоль западного берега Зунда на север от Копенгагена, мы увидим, среди очаровательной местности, ряд загородных домов, садов, парков, следующих одни за другими вплоть до морских купален Клампенборг и до Иегерсборгских лесов; но самые обширные леса тянутся внутри Зеландии, где также выстроились и самые красивые замки. Самый значительный из этих замков, Фредериксберг, расположенный близ местечка Гиллеред, представляет пышный памятник, высокие башни которого отражаются в зеркальной поверхности соседнего озера. Железная дорога из Копенгагена в Гельзингер описывает большую дугу к западу, чтобы пройти мимо этого датского Версаля, построенного в семнадцатом веке королем Христианом IV, а также мимо замка Фреденсборг, летней резиденции двора, построенной в начале прошлого столетия королем Фридрихом V. Этот дворец славится в особенности великолепными деревьями, растущими в его парке, и многочисленными статуями, изваянными скульптором Видевельтом, предшественником Торвальдсена.
Замок Кронборг, громадная четыреугольная масса, усаженная башенками и маленькими колокольнями, горделиво высится на косе, которая выступает из линии берега в самом узком месте Зунда, как бы для того, чтобы соединить лежащие друг против друга датский Гельзингер и шведский Гельзингборг. В конце шестнадцатого столетия это здание заменило замок Эрекрог, который был построен на месте еще более древнего сооружения, называвшагося Флиндерборгом; народное предание гласит, что в подземельях национальный богатырь Ольгер Датчанин (Holger Danske) уже много веков покоится глубоким сном, ожидая, чтобы пробудиться, дня, когда отечество, в виду грозящей беды, будет нуждаться в его могучей руке. Замок этот замечателен еще как резиденция Гамлета, и поэзия, больше чем история, доставила ему всемирную известность. С высоты его террас взор тщетно отыскивает тот «страшный утес», о котором говорит Шекспир: события, о которых рассказывает великий английский поэт, не имели места в действительности, но посетитель, тем не менее, присутствует при них мыслью, и ему кажется, что ухо его слышит, как в залах замка звучат иные из тех великих слов, которые никогда не забудутся.
Течение Зунда проходит перед самым Гельзингером, и здесь именно находится место естественного соединения двух морей, Северного и Балтийского. Короли Дании позаботились укрепить эту важную позицию с тою целию, чтобы взимать пошлину с проходящих судов. Еще в половине нынешнего столетия все торговые нации беспрекословно соглашались платить эту дань, и суда, вступая в пролив, должны были останавливаться перед жерлами гельзингерских пушек. Наконец, в 1855 г. Соединенные Штаты первые отказались давать этот унизительный побор, и в 1857 году заключена была выкупная конвенция, отменившая окончательно зундскую пошлину, при чем Дании определено было вознаграждение в сумме 87.345.000 франков, уплата которой разложена между шестнадцатью нациями, пропорционально размерам их торговли. В наши дни Гельзингерский рейд не загроможден кораблями, как это было во времена существования зундской пошлины; но и теперь ежегодно около 50.000 судов проходят мимо его набережных, и этот маленький порт все еще посещается, как продовольственный рынок: каждый год от четырех до шести тысяч судов останавливаются в нем, чтобы запастись свежею провизией (в 1893 г. было в приходе 624 судна в 47.850 тонн).
Собственный торговый флот Гельзингера состоит (1893 г.) из 208 судов.
Роскильде, который прежде, до Копенгагена, был столицею государства и самым многолюдным городом Дании, должен был постепенно утратить свою важность с тех пор, как маленькия ладьи, на которых плавали древние датчане, были заменены судами больших размеров: фьорд, у южной оконечности которого расположен Роскильде, усеян песчаными мелями, и только плоскодонные барки могут подниматься по этому мелководному заливу до самого города.

Перестав быть политическою столицей королевства, Роскильде еще долго после того был духовною метрополией Дании: он наполнился церквами и монастырями, и теперь еще собор его, построенный в конце одиннадцатого столетия Гаральдом, по прозванию «Синий Зуб», по справедливости считается прекраснейшим храмом во всей стране. Собор этот можно назвать датским Сен-Дени, так как в нем похоронены очень многие из государей Дании. Местность, окружающая г. Роскильде, есть, вместе с окрестностями Гельзингера, классическая область древней датской истории, еще перемешанной со сказочным элементом. В самом Роскильде существуют священные источники, от которых город и получил свое название.
Только два города Зеландии находятся внутри острова, далеко от морского берега: Соре, замечательный своею главною школою, наследницею древнего аббатства, которое прославил летописец Саксон-Грамматик, и Слагельсе, обогатившийся земледельческою промышленностью окрестных деревень. Все другие города этого острова обязаны приобретенным ими более или менее важным значением своей морской торговле. Калундборг, на северо-западе Зеландии, служил прежде передовым портом Копенгагена для пассажиров из Ютландии; Корсер, охраняющий вход во внутреннюю лагуну того же имени, имеющую форму кратера, важен как пристань для пароходов, совершающих рейсы через Большой Бельт; Кьеге, на востоке, Нествед, Фордингборг, на юге тоже имеют значение, как внешния гавани Копенгагена на окружности острова. На острове Фальстер есть хорошо защищенный от ветров порт, называемый Никьебинг, а остров Лаланд отправляет местные продукты, скот и хлеб, через портовый город Наксков и его фьорд, сплошь усеянный островками.
Главный город Борнгольма, Ренне, лежит близ юго-западного угла острова. Важнейшие промыслы его жителей—часовое и гончарное мастерство. В этом городе путешественник не встретит тех достопримечательностей, которые бросаются в глаза во многих местечках острова, именно уединенных колоколен, служащих сторожевыми башнями, и гранитных церквей, построенных в двенадцатом и тринадцатом столетиях: четыре из этих древних храмов имеют круглую форму.
Города Дании с населением (в 1890 году) свыше 5.000 душ:
Копенгаген с предместьями—108.000 жителей; Зеландия (по исчислению 1895 года)—335.000 жит.; Оденсе (Фиония)—30.268 жит.; Ааргус (Ютландия)—33.308 ж.; Аальборг—19.503 жит.; Рандерс—16.617 жителей; Горсенс—17.290 жит.; Гельзингер—11.082 ж.; Фредериция (Ютландия)—10.042 жителей; Виборг—8.000 жит.; Свенборг (Фиония)—8.755 жит.; Вейле (Ютландия)—8.000 жит.; Кольдинг—9.658 жит.; Слагельсе (Зеландия)—6.816 жит.; Роскильде—6.974 ж.; Ренне (Борнгольм)—8.281 жителей: Ниборг (Фиония)—6.050 жит.