V
Морбиган, получивший свое название от залива, врезывающагося в берег, к югу от Ванна, представляется в известном отношении наиболее бретонским из всех департаментов Бретани. В нем мы находим наиболее любопытные памятники религий, предшествовавших христианству; в его городах и деревнях наиболее сохраняется средневековой вид их; в нем старинные нравы удерживаются с наибольшим упорством. Морбиганцы, по большей части земледельцы, не все однако собственники, и земледельческие продукты получаются у них не в таком изобилии, как у их соседей других департаментов Бретани, возделывающих такую же почву. Однако прогресс совершается быстро, и из году в год растет число мелких имений, возделываемых самими собственниками. Этот департамент один из наиболее важных во Франции по разводимой в нем породе быков. В 1862 г. около половины Морбигана представляло еще обширные хозяйства, поросшие вереском, где пчелы собирали мед, который разносили в 70.000 ульев, принадлежащих крестьянам; в настоящее время поверхность морбиганских ландов занимает 140.000 гектаров, т.е. одну пятую всей поверхности департамента; преобразование их в леса и обработанные земли обошлось почти в 70 миллионов франков. Большая часть ландов представляют чудные земли, совсем готовые под культуру, но общины не соглашаются их продавать, опасаясь наплыва богатых землевладельцев, которые начнут эксплоатировать эти земли без всякой пользы для местных жителей; сами же они не умеют утилизировать их для общей выгоды. Земледелец кормится рожью, гречихою, рыбою и морскими ракушками; пшеницу же продает в соседние департаменты или для отпускной торговли. Как и в большинстве приморских департаментов, население довольно велико: в среднем оно превышает население прочей Франции.

Поверхность Морбигана 6.798 кв. килом., население в 1872 г. 521.620 жит., население на одном кв. килом. 77 челов.
Восточная часть департамента принадлежит к бассейну Вилени и её главного притока- Ут (Oust), протекающего по округу Плоэрмель, самому бедному в Морбигане. Главный пункт представляет простое местечко, в котором есть еще прекрасные остатки старинных укреплений и церковь XVI века, украшенная с фасада любопытной скульптурой. Замечательнее город Жосселен (Josselin), в 12 километрах к востоку, на реке Ут. Над ним возвышается величественный замок, и в церкви его, на черной мраморной доске, статуя Оливье-де-Клиссона и его жены, сделанная из белого мрамора. Пригород, также представлявший некогда укрепление, помещен на реке Ут, выше Жосселена и близ границ Кот-де-Норд: это Роган, передавший свое имя одной из могущественнейших фамилий Франции. От старинного замка сеньёров остались только следы. На полупути между Плоэрмелем и Жосселеном пирамида указывает место, где в 1531 г. происходила знаменитая «битва тридцати» между Бомонуаром и его бретонскими рыцарями с одной стороны и Бембро (Bamboroug’h) с его английскими, немецкими и брабантскими солдатами—с другой. Ни одно большое сражение, происшедшее на французской земле, не поразило столь живо народного воображения, как эта борьба на-смерть между 30 воинами враждебных племен.
Близ устья, на Вилени один только порт—Рош-Бернар: это местечко, хорошо известное по своему висячему мосту в 197 метров длиною. Он переброшен через Вилень на высоте более 30 м. над уровнем высокой воды, и под ним проходят с распущенными парусами суда, идущие к Редону. Ванн, главный город департамента, имеет более значения, как пункт для морской торговли, хотя он помещен на узком канале Морбиганского залива,—канале, имеющем не более 2-3 метров воды при приливе. Суда, превышающие 150 тонн, должны становиться на якорь четырьмя километрами ниже—в порте Конло. Бретонское название Ванна—Гвенед почти то же, что и название древних его обитателей—венетов, побежденных Цезарем. Город этот распространяется в предместья и имеет вид большого села. В нем нет замечательных построек, но археологический музей его, принадлежащий частному обществу и помещающийся в «Башне Конетабля», достоин края, столь богатого доисторическими памятниками. Ванн и Орэ—пункты отправления путешественников, отправляющихся посмотреть на удивительные мегалиты Карнака, Локмариакера, острова Морбигана, полуострова Рюи. К северу и северо-востоку от Ванна, степи, окружающие Гран-Шан, Элвен, Рошфор-ан-Тер, не менее богаты священными камнями. Близ Элвена, среди лесов, поднимается на высоту 40 м. великолепная 8-мисторонняя башня.
Орэ, которого лиман сообщается с Морбиганским, недалеко от входа в это внутреннее море, стало по-истине знаменито. Толпы пилигримов, иногда бесчисленные толпы, направляются к капелле св. Анны, помещенной в области ландов, в 4 милях к северо-западу от города. Перед стенами Орэ Шандо и Жан де Монфор одержали в 1364 г. над Дюгескленом и Шарлем до Блуа победу, положившую конец войне за британское наследство. Отмели лимана Орэ населяются устрицами, благодаря которым эта часть Морбигана получает некоторую экономическую важность. В 1874 г. владетели устричных садков в этой области собрали 200 миллионов молодых устриц, из коих две трети пошли в продажу: Орэ—первая станция устрицеводства во Франции, не по качеству, но по количеству доставляемых ею моллюсков. В 1881 г. вывезено было устриц 33.325.000. В порт Орэ входит множество мелких каботажных судов, и моряки его занимаются ловлей сардинок, как моряки другого порта—при входе в фиорд Этель, между полуостровом Киберон и лиманом Лориан. Перед началом лова, на середину канала, между Гроа и берегом выезжает морская процессия—из всей флотилии моряков, и священник, плывущий во главе, торжественно благословляет море.
При входе в Морбиган также имеется своя маленькая гавань для каботажа—порт Навало, возле которого возвышается Тумьяк—искусственный холм, в 260 метров в окружности основания и в 20 м. высотою. Это одна из горок, с которой всего лучше смотреть на удивительную панораму моря и островов. Полуостров Рюи, для которого порт Навало представляет морской порт,—одна из наиболее интересных областей Морбигана, не только по своим монолитам, но и по прелести своих пейзажей и мягкости своего климата. Вокруг Сарцо, родины Лесажа, отлично ростут южные растения: лавры, гранаты, мирты, камелии, алоэ. Там не знают морозов. К юго-западу от Сарцо, берег Сен-Жилда посещается летом купающимися.
Река Блаве, бассейн которой занимает наибольшую часть западного Морбигана, идет к Понтиви, главному городу округа, называвшемуся недавно Наполеонвиль. Понтиви распадается на две различные части: старую, бретонскую, с замком, с живописными домами, и новую, военного происхождения. Наполеон именно хотел сделать из этого города, удобно расположенного на полупути между Виленью и бретонским рейдом, между Лориан и Сен-Бриек, военный центр для Бретани. Канал от Нанта к Бресту, проходящий в Понтиви, имеет еще с боку связь с морем, благодаря канализации Блаве; но сама река, плохо содержимая, служит только для весьма слабой торговли; в 1881 г. по ней прошло едва 1.800 тонн. Настоящая навигация начинается только у Геннебонна, где, благодаря приливу, могут подниматься суда более нежели в 200 тонн и где железная дорога из Нанта в Брест проходит через реку по превосходному виадуку. Название Геннебонна напоминает о геройской и победоносной защите Жана де Монфора против армии Шарля де Блуа, в 1342 г. К северо-западу лежит населенная община Лангидюк.
Лориан, самый большой город в Морбигане, производящий вместе с тем наибольшую торговлю, расположен на правом берегу Скорфа, почти в виду того места, где в Блаве впадает эта речка. Рейд его, отличный для якорной стоянки, вполне защищенный, доступен для самых больших кораблей, и в первую половину XIX века он действительно служил сборным пунктом коммерческих флотов, принадлежавших компании «l’Orient». Новый город, выстроенный соединившимися в компанию негоциантами и превращенный ими в большой склад для их торговли с Индией, сделался первым портом Франции по оживленности обмена в нем с заморскими странами. Но завоевания англичан в полуострове Ганга положили конец процветанию Дориана: компания пала, и все имущество её—материал, корабли, верфи, арсеналы перешло в собственность государства. Таким образом Лориан вошел в число пяти больших военных портов Франции; морской торговле предоставлена была только южная часть города, род прохода, ведущего в углубленный бассейн. Берега же настоящего порта, образуемого Скорфом, предоставлены для верфей, всякого рода мастерских и обширных учреждений военного флота. Это, впрочем, единственно интересное в городе, представляющее в общей сложности многоугольное собрание однообразных построек, окруженное двойной оградой и отделенное от большого предместья Керантрех железною дорогою. Как и во всех других портах этой части бретонского побережья, главные занятия в Лориане—рыболовство, приготовление сардинок и пищевых консервов. В 1883 году в Лорианский порт прошло 1.754 суд. вместимостью в 129.580 тонн. На севере Кодан, на западе большое местечко Плоэмёр, а на юге город Порт-Луи, построенный на восточном берегу лимана, составляют придаточные части Лориана, который возник на их глазах два века тому назад. В то время Порт-Луи сам был преобразован в военный город из деревни Локпрезан или Блаве, первого складочного места бретонских товаров, положивших основу Индийской компании. Над городом господствует крепость, которая часто служила государственной тюрьмой точно так же, как цитадель Палэ, столицы Бель-Иль-ан-Мер, самого большего из островов Морбигана; прежде она была собственностью суперинтенданта Фуке, по приказанию которого были воздвигнуты укрепления, существующие еще и до сих пор. Острова Хоэдик и Хуат, остатки побережья, соединявшего полуостров Квиберон с мысом Кроазик, находятся в административной зависимости от общины Палэ. Население этих французских земель, в количестве 400 человек, почти все перероднилось между собою и живет особою жизнью, имеющею мало общего с обычным современным существованием. Продукты рыбной ловли принадлежат целиком общине; обработанные земли, разделенные на «нивы», до такой степени раздроблены, что в Хоэдике на 70-ти гектарах земли нарезано 3.765 участков; есть участки всего в одну, даже в полполосы, а то так одним участком земли владеют сообща три семьи. Хотя собственность здесь и разделяется, но эксплоатация ведется на общих началах и продукты делятся пропорционально доле собственника. Управлением острова заведует приходский священник, который недавно еще соединял в себе всех должностных лиц: он заведывал адмиралтейством, портом, почтою, судом и даже акцизным управлением. В помощь ему избирался совет 12-ти старшин, а в некоторых случаях вопросы, касающиеся интересов местных жителей, обсуждались на сходке. «Мир» располагал общественными суммами, получавшимися с каждой доли и от продажи жатвы и других продуктов, и в начале каждого сезона ссужал небольшими авансами неимущих рыбаков.
Против Дориана, в открытом море, лежит остров Груа, населенный моряками, которые занимаются, большею частию, рыбной ловлей. Остров располагает всего одною небольшою гаванью Порт-Туди, служащею якорною стоянкою для 390 местных палубных судов; в настоящее время этот порт дополняют новыми бассейнами.
Департамент «конец земли»—Финистере—название которого пишется несогласно с этимологическим составом слова (Finistere), действительно занимает оконечность континента. Это страна морская по преимуществу, так как развитие её берегов достигает до 250 килом., не принимая в рассчет вырезок берега, меньших пяти килом., и контуров островов. Подверженный влиянию морских паров, часто орошаемый дождями, департамент этот украшен богатою растительностью, особенно в тех местах, где порода, сланцевая или гранитная, покрыта землей в количестве, достаточном для прочного укоренения деревьев. Благодаря своему климату, Финистере стал одним из садов Франции, и его плоды и овощи вывозятся далеко, до Англии. Прибрежные места, разделенные на мелкие поместья и возделываемые самими собственниками, получили название Золотого пояса. Но внутри страны большие пространства частью еще не обработаны; еще много остается сделать, чтобы воспользоваться ими. Около двух пятых территории представляют еще бесплодные ланды. После земледелия главное богатство Финистере заключается в разведении быков и лошадей: этот департамент занимает во Франции второе место по количеству лошадей и крупного скота. Он превосходит также другие департаменты производством меда. Многочисленные ломки гранита и аспиднаго камня занимают много рабочих; но рудники, доставлявшие свинец с серебром и разработывавшиеся недавно в Гуельгуа и Пулауене, в горах, пограничных с Кот-де-Нор, в настоящее время бездействуют. Торговля департамента важна в том отношении, что страна не в состоянии пропитать многих жителей, которые по тому самому принуждены искать средств к жизни на океане, в рыболовстве или торговле. В среднем Финистере гораздо гуще населен, чем остальная Франция, и число жителей возрастает. Поверхность Финистере 6.722 кв. кил., население в 1891 г. 727.012 жит., население на 1 кв. кил. 101 чел.
Если выехать из Морбигана по железной дороге, идущей из Нанта в Брест, то первой встречной рекой будет Лета (Laita), непосредственно ниже Кимперлэ. Это последнее представляет хорошенький городок, с расписанными домами, окруженными зеленью и розами. Здесь соединяются две реки: Изоль и Элле, текущие среди деревьев и лугов. Здесь же существует единственная во всей Франции школа дренажа и орошения; главный город в маленьком округе посещается только небольшими каботажными судами. Самый оживленный порт на соседнем берегу—Понт Аван, деревня, состоящая, главным образом, из мельниц и выстроенная на берегу извилистой речки, в которой отражаются прибрежные ивы и тополи.
Далее открывается бухта Фуэнан или Лесная (de la Forest), названная так потому, что вода заняла здесь место древнего леса, остатки которого, при отливе, еще можно найти под прибрежным песком. На западном берегу этой бухты находится старинное укрепление Конкарно. Оно представляет двойной город и состоит именно из древнего, укрепленного островка странной формы, и новой части, набережные которой доходят до конца небольшой бухты, где суда стоят, килем касаясь дна и обширных илистых пространств, попеременно покрываемых водой и выходящих из-под неё. Конкарно—один из наиболее посещаемых для рыболовства портов: местные моряки снаряжают ежегодно более 500 судов для лова сардинок. Морская фауна Конкарно столь богата, что именно это место побережья избрано было для устройства первого садка для рыб, ракообразных и мягкотелых, с целью сравнительного изучения и разведения этих животных. Ученые могут свободно располагать лабораторией аквария, и здесь уже было произведено много в высшей степени важных исследований. Сама природа служит полем для наблюдения в этих обширных бассейнах, которые прямо питаются приливами, понижаются отливами и служат местом для произрастания водорослей соседнего моря.
Город Кимпер также представляет порт, но только порт, расположенный при лимане. Как уже видно из его бретонского названия, означающего «слияние», он находится при месте соединения двух больших рек, впереди которых простирается пространство, подвергающееся действию прилива и отлива в океане. По населению Кимпер занимает только третье место в департаменте, хотя составляет главный город этого последнего. Он был когда-то столицей древнего Корнваллиса, а теперь представляет также один из наиболее почитаемых католиками городов древней Бретани: собор его, посвященный св. Корентину, принадлежит к числу наиболее роскошных зданий страны. Это последнее имя—Корентин, присоединенное к названию Кимпера, дает материал для бесконечных насмешек, и сам Лафонтен дает нам примеры таковых. Это не помешало, однако, Кимперу доставить немало весьма замечательных людей. Так Кергеленова земля, в Индийском океане, получила название свое по имени впервые открывшего ее кимперского мореплавателя. Точно также другому уроженцу Кимпера, великому Леннеку, принадлежит капитальное открытие аскультации (выслушивания): французские медики воздвигли ему бронзовую статую на одной площади родного города.
Корнуайль, или Корнваллис представляет одну из замечательнейших областей Бретани по любопытным явлениям природы, по нравам и промышленности населения. К югу от Кимпера находится приморское местечко Понт-л’Аббё, одно из тех, где в наименее измененном виде сохранился старинный костюм. Далее, на мысу, около которого постоянно бушуют волны, Пенмарк, главный населенный пункт которого не имеет даже 200 жителей, окружен развалинами, свидетельствующими, что здесь существовал в древности значительный город. В самом деле, в средние века в Пенмарке очень деятельно занимались рыболовством; но открытые впоследствии отмели Ньюфаундленда отвлекли рыбаков от Пенмарка к местам, доставляющим более богатый улов трески. Одиерн, расположенный при маленькой бухте, недалеко от «рога» Финистере, также представляет пришедший в упадок город. Бедная деревушка Керити, лежащая на юго-западе, была прежде городом, имевшим до 10.000 жителей, которые давали Корнуайльской епархии армию в 2.500 чел. стрелков; переулки, загроможденные развалинами, еще до сих пор сохраняют название: «улица Серебряников», «улица Мелочных торговцев», «Большая улица», которые все выходят на берег. Одиерн, построенный при маленькой бухте, недалеко от «рога» Финистер, и Дуарненез, лежащий на берегу почти круглой бухты, приобрел за последние годы большое значение как рыболовный порт. Во время сезона сардинок, т.е. с конца июня до начала декабря, 800 рыбачьих лодок с 3-4 тысячами рыбаков из Дуарненеза разъезжают по морю, разбрасывая приманку: яйца трески, тесто, приготовленное из кузнечиков, или искусственную икру из маслянистых семян. Именно эти места, близ Пенмарка, Одиерна и острова Сен, считаются самыми богатыми по улову сардинок. Появление огромных стай макрелей способствовало возникновению за последние годы близ Пенмарка значительной деревни Гильвинек.
Количество ежегодного улова сардинок в Дуарненезе: 360.000.000, стоимостью 12.000.000 франков (Улов в Одиерне 1.000.000 франков).
Годовое движение судоходства в 1880 году: Дуарненез 596 судов, вместимостью 41.775 тонн (Одиерн 591 судно и 12.100 тонн).
К северу от Кимпера, железная дорога из Бреста проходит через брешь Черных гор, недалеко от деревни Бриек. Последняя славится своими пони («doubles bidets»), коих естественная поступь—иноходь. У самой подошвы склона находится Шатолен, главный город округа и главная станция железной дороги между Кимпером и Брестским рейдом. Это не более как село, тем не менее счастливо расположенное в плодородной долине, на берегу Ольны, реки, в которой смешиваются воды канала между Брестом и Нантом. Тремя километрами ниже каботажные суда приходят в большом числе в Порт-Лоне, где нагружаются аспидным камнем, добываемым в окрестных местностях, живностью и съестными припасами, назначенными для Брестского порта. Близ Шатолена находится учебная ферма. Фау, расположенный более к северу, на конце лимана, также открывающагося в Брестский рейд, представляет другой рынок овощей и плодов для большого соседнего города. На западе округа, на границах с Кот-де-Норд, местечко Каргэ означает место древнего Воргания (Vorganium) римлян; от него лучами расходится семь дорог, остатки которых вполне ясно видимы. Бычачья раса в Каргэ—одна из наиболее ценных в Нижней Бретани. Каргэ—отечество де-Ла-Тур-д’Оверня.
Брест, наиболее населенный город в Финистере и на всем побережье между Гавром и Нантом, он представляет на океане то же, что Тулон на Средиземном море, т.е. большой арсенал Франции. Но северная приморская крепость имеет гораздо более суровый вид, нежели южная. Последняя, несмотря на свои пушки, плавучия батареи, редуты, форты, обладает такою прелестью в очертаниях своего рейда, такою чистотою в профили гор, так ясно освещается своим небом, что представляет такой же милый вид, как и родственные города Прованса и Лигурии. Брест напротив, мрачен, почти зловещего вида. Когда низко идущие облака, так часто нагоняемые ветром на берега Бретани, позволяют моряку на значительном протяжении осматривать Брестский рейд, равно как и длинные мысы, и полуострова, разрезывающие его на туманные заливы, то город едва видим над понтонами, раскачивающимися от волн: видны только валы и пушки. При входе в порт, образуемый лиманом Панфельд, не более 100 м. в ширину, мы внезапно очутимся в извилистом рве. Последний заключен между двумя крутыми холмами, совершенно покрытыми постройками. Справа возвышается замок XIII века, многим старее военного города Вобана; слева, в части Рекувранс, видны большие дома мрачного вида, в которых сохраняются припасы для флота. Выше великолепного моста, состоящего из двух вращающихся настилок, каждая в 750 тонн весом, Панфельдский лиман продолжается в виде венецианского канала, между мастерскими, магазинами, элингами; с обеих сторон, примерно на протяжении двух километров, идут казенные учреждения. Для постройки всех этих зданий, для устройства всех этих приспособлений, были потребны громадные труды в течение двух веков. В каменистой породе были вырыты большие бассейны. Мыс Салу, подымавшийся на высоту 25 м. над уровнем воды, весь снесен до набережных и отделен от твердой земли каналом, в котором устроены доки для починки судов. Не говоря уже о вооруженных кораблях, стоящих временно на рейде, устроены мореходная школа, школа юнг, морские тюрьмы, и множество судов—паровых и парусных—отправляют различного рода службу для рейда и для окрестных фортов.
Многие порты следуют друг за другом по берегам огромного рейда. Благодаря значительному сбыту, представляемому Брестом для съестных продуктов страны, он стал самою важною из этих гаваней; но недавно еще каботажные суда, которым приходилось входить в Панфельд, едва находили себе в тесном пространстве места для стоянки. Теперь же волнорез, длиною в километр, отделяет от большого рейда мелкий бассейн глубиною в 71/2 метров и маленькия пристани, где каботажные суда пристают к берегу. Этот мелкий бассейн должен быть дополнен на восточной стороне углубленным бассейном, где можно будет останавливаться судам наибольшего углубления. Равным образом улицы нового города разбиты на почве, недавно только отвоеванной у воды вдоль берега. Но город заставляет ждать себя, и часто коммерческий порт, видимый из тенистых аллей, идущих по краю холма возле пристани, кажется просто только украшением, вследствие отсутствия кораблей. Наибольшая важность Бреста, как торгового города, придается ему трансатлантическим пароходством. Отправляясь отсюда, путешественники, едущие в Нью-Йорк, минуют неприятный переезд через Ламанш. В среднем грузовое движение Бреста 230.000 тонн.
Окрестности Бреста и большого промышленного предместья, Ламбецеллека, богаты замечательными местностями. Вокруг рейда—порты, островки, мысы; на востоке—полуостров Плугатель-Даула, жители которого—вместе и крестьяне, и моряки—обогащаются разведением фруктовых деревьев, овощей, скороспелых плодов; к югу продолжается в форме креста полуостров Крозон, столь любопытный по своим мегалитам и гротам. Главное местечко на нем послужило одной из точек отправления для триангуляции Франции. В конце этого полуострова находится Камаре, долго служивший внешнею гаванью для Брестского рейда! На северном берегу канала, соединявшего гавань с морем, находится маленькое заграждение—Мину, откуда начинается трансатлантический кабель. На западе, на берегу открытого моря, возвышается маяк Сен-Матьё, рядом с развалинами церкви Фин-Тер (конец света). Далее развертываются прекрасные берега Конкэ, любимые купающимися, и его луга, где пасутся благородной расы лошади. К северу—маленькия гавани рыбаков: Абер-Илдю, славящаяся своими гранитными ломками, с древности уже разрабатываемыми; Абер-Бенуа, Абер-Врак, древний римский Ворганий, и Леневен, возле которого возвышается прекрасная церковь Фальгое, построенная в XIV веке и посещаемая паломниками. Наконец, к северу, мы встречаем Ландерно, в долине Элорна, в том месте, где эта река переходит в лиман, подвергающийся действию приливов и отливов, и где разделяются две большие железные дороги Бретани. В Ландерно существуют разные фабрики, особенно весьма важная полотняная мануфактура, от которой зависят мастерские Морлэ и других городов Финистере; из рабочих многие английского происхождения. Возле Ландерно, в Мартире, бывает самая важная конная ярмарка во всей Нижней Бретани.
Морлэ, Монтрулез по-бретонски, по числу жителей, второй город в Финистере, расположен, как и большинство торговых городов Бретани, на берегу реки, уровень которой два раза в день повышается от прилива. Корабли в несколько сот тонн останавливаются на якоре, перед самою дверью магазинов и мануфактур, окаймляющих оба берега. Движение судоходства в Морлэ в 1881 году: 621 судно с 55.820 тоннами. В Морлэ несколько любопытных построек. Но что из него делает единственный в своем роде город Франции,—так это поразительный виадук железной дороги, проходящий на высоте 58 м. над уровнем реки и над двойным амфитеатром домов. С этого великолепного моста видны, как на громадной картине, город со своими фабриками, ряды кораблей, рейд, расширяющийся вдали, и лесистые склоны холмов. Моро родился в Морлэ, в 1763 г. К северо-востоку, близ местечка Ланмер, или «Большой Степи» (Grande Lande), находится деревня Плуэга-Геран, родина бесстрашного путешественника Гильома Лежана.
Спускаясь от Морлэ к морю, мы видим замок Торо, возвышающийся на островке и выстроенный самими жителями города в XVI веке для защиты от англичан. В настоящее время государство завладело этим замком, обратив его в тюрьму. Далее, острова, утесы, отмели из галек отделяют лиман Морлэ от лимана древнего Сен-Поля, некогда главного города провинции Леонэ. Этот древний и пришедший в упадок город принадлежит к числу интереснейших в Бретани. Собор его, стрельчатого норманского типа, совершенно был уже закончен еще в средние века. Колокольня церкви Крейцкер, возвышающаяся до 77 м., образец красоты и легкости. Территория Сен-Поль-де-Леон, отныне защищенная от перехода на нее дюн, принадлежит к числу плодороднейших на бретанском берегу: самшит растет там на воздухе, как на юге. Порт этой страны, маленькая гавань Роскоф, прославился своим громадным наклоненным фиговым деревом о нескольких стволах, составляющих уже сами по себе целую рощицу. Окрестные огороды доставляют в изобилии лук, артишоки, цветную капусту, спаржу и другие овощи, идущие на пропитание Парижа, Лондона и Роттердама. Бретонцы, которых встречают в Париже вокруг рынка носящими большие широкополые шляпы,—суть жители Роскофа, продающие произведения своих садов. Судоходство Роскофского порта выражалось в 1881 году 635 судами с грузом 24.660 тонн. Море при Роскофе также весьма богато рыбами, и там можно было устроить садок, как и в Конкарно, для изучения морской фауны. Но, к несчастью, при Роскофе море часто волнуется, и это мешает работам зоологов.
Департамент Кот-де-Нор не целиком принадлежит северному склону Бретани. На севере все реки впадают в Ламанш; но на юге они направляются к Вилени и Блаве. Эта южная часть территории, расположенная в центре Арморики, занята еще, по большей части, вересковыми порослями и весьма редкими поселениями; но на склоне, обращенном к Ламаншу, земля, разделенная на весьма мелкие участки, всюду почти старательно возделана, и деревни идут непрерывно одна за другою, а окрестные сады дают большое количество сидра, которого было выделано в 1881 году 1.052.430 гектолитров. Кот-де-Нор представляет департамент Франции, где наибольшая пропорция мелких хозяйств. Богатство страны заключается в земледелии и скотоводстве; в департаменте нет больших мануфактурных заведений, и ни один из многочисленных портов его побережья не дошел до степени крупного рынка Франции. Собственное население департамента Кот-де-Нор весьма значительно, хотя и поубавилось в последние годы вследствие эмиграции. Поверхность департамента Кот-де-Нор 6.886 квадр. километров. Население в 1872 г. 618.652 жителя. Население на 1 кв. кил 92 человека.
Один только округ—Лудеак—расположен всем своим протяжением на южном склоне. Самый главный пункт представляет местечко, находящееся недалеко от долины Уста, притока Вилени, на месте пересечения нескольких больших дорог. Главное занятие Лудеака—приготовление полотен. Кантон Корлэ, расположенный на северо-востоке, по направлению Гюингампа, важен по своей породе лошадей, происшедшей, говорят, от арабских лошадей, привезенных с востока еще во время крестовых походов. Животные этой расы, настоящие военные лошади, славятся быстротою своего бега и выносливостью.
Ланнион, главный пункт прибрежного округа, пограничного с Финистере и один из многочисленных маленьких портов страны, представляет местечко, расположенное в прекрасной долине Гера, где можно видеть любопытные средневековые постройки, церкви и замки. Другой коммерческий порт, Перро-Гирек, выстроен не на реке, но на самом море, к югу от живописной группы семи островов (Sept-Iles). Далее, к востоку, открывается лиман Жоди. Здесь прилив доходит до порта знаменитого города, некогда епископского—Трегье; в нем и теперь еще сохранился прекрасный собор ХIV-го века. Далее мыса, образуемого страшными «epees» ( шпагами) Трегье, для обозначения которых служит маяк Гего, в море впадает другая река, многоводнее Жоди: это Триё, на берегу которого находятся два каботажные порта: Лезардриё, ближайший к морю, и Понтриё—в области, где уже не чувствуются прилив и отлив, и где река, с перекинутым через нее мостом, не имеет уже ничего общего с лиманом. Гюинган, главный пункт округа, граничащего к югу с округом Ланнион,—также помещен в роскошной долине Триё. В городе все еще сохраняется укрепленный замок, но большая часть его ограды разрушена.
В населении острова Брега, которое, быть может, иностранного происхождения и притом произошедшего, по большей части, от браков между родственниками, не встречается ни слабых, ни чахоточных. К югу от этого острова берег поворачивает на юг и юго-восток. Первый порт—Пемполь. Это одна из наиболее безопасных гаваней Ламанша, но в нем только слабое каботажное движение, потому что по берегу следует друг за другом много торговых пунктов. Недалеко от местечка, видны живописные развалины аббатства Бопор; развалины лежат в зелени больших деревьев, идущих до самого берега моря. В другой порт, Брегек (Бриёк), находящийся более к югу, преимущественно приходят барки с известковым песком, служащим для удобрения окрестных полей. Портриё, идущий затем, более важный порт. Рейд его на востоке хорошо защищен скалами Сен-Ке и ежегодно, в начале мая, служит местом сбора для судов, идущих к отмелям Ньюфаундленда. Биник, соседний уже с Сен-Бриёком, представляет также многопосещаемый порт. Жители его—рыбаки и моряки, и эти занятия передаются от отца к сыну.
Сен-Бриёк, главный город департамента, не расположен на берегу моря: при отливе, воды Ламанша, к северу от города, отходят до 6 километров расстояния; при приливе же волна распространяется на 5 километров, до порта Леге, где совершается морская торговля Сен-Бриёка. Несмотря на то, что сейчас упомянутый порт высыхает два раза в день, он, тем не менее, благодаря соседству значительного города, наиболее оживленный порт департамента Кот-де-Нор; кроме того будет построен рядом с портом другой, с углубленным бассейном. Торговое движение в главных портах департамента в 1881 году было: в С. Бриёке 63.930 т.; в Немполе 33.250 т.; в Понтриё—28.650 т.; в Третье 26.075; в Бинике 24.925; в Ланнионе 22.500 тонн. Город не особенно замечателен своими постройками, но отличается довольно оживленною промышленностью. Бриёкинцы—таково странное название жителей Сен-Бриёка—особенно занимаются фабрикациею разных материй и отправкою земледельческих съестных продуктов, овощей и рыбы. По соседству, сотни рабочих заняты в больших каменоломнях добыванием прекрасного синего гранита, идущего на постройки и мостовые. Маленький город Кентен, расположенный внутри страны, на той же реке, что и Сен-Бриёк, отличался, в течение нескольких веков, сильным развитием промышленности: его полотна пользовались большой славой в Бретани и за границею. Еще в наше время ценятся продукты его мастерских. В 10 километрах к юго-востоку от Сен-Бриёка, близ деревни Пледран, находится замечательный лагерь Перан, которого каменная стена облечена искусственною лавою—из сплавленных кремневых веществ.
К востоку от Сен-Бриёка, Ламбаль, бывшая столица герцогства Пентьевр, разделен на две части: одна—при подошве, другая—на склоне холма, на котором высится капелла разрушенного укрепления. Это единственный город по пути в Динан—главному пункту восточного округа департамента Кот-де-Нор. Динан весьма живописный город, раскинутый на левом берегу реки Ранс, впадающей далее вниз в лиман Сен-Мало. На вершине холма поднимается башня старинного замка, превращенного в тюрьму. С этой башни, на далеком протяжении, видно море-до горы Сен-Мишель. Великолепный виадук, напоминающий вышеописанный виадук в Морлэ, соединяет город с его предместьем—Ланвалле. Вокруг мест прогулок или бульваров, еще окруженных некоторыми остатками стен, видны замки и дачи, окруженные зеленью. Главнейший памятник Динана—церковь, в которой стрельчатый характер постройки соединяется с дугообразным и где в гробнице сохраняется сердце Дюгесклена, самого знаменитого человека этой части Бретани. Гранитная колонна воздвигнута, примерно, в двадцати километрах расстояния к юго-востоку от Динана, на месте замка Ламот-Брунс, где он родился в 1321 г. Динан—промышленный город. В нем есть кожевенные заводы, парусные фабрики; он же производит небольшую торговлю с Сен-Мало. Динан—место жительства многих англичан, которых привлекает мягкость климата, прелесть окрестностей и удобства жизни.
В одиннадцати километрах к северо-востоку от Динана, деревня Корсёль, занимает место древнего Fanum Martis, столицы армориканского племени куриозолитов, о которых упоминает Цезарь.
Соединенные названия Вилени и её маленького притока—Иль—составляют название восточного департамента древней Бретани. Однако границы этого департамента не помещаются вполне на южном склоне, орошаемом вышеупомянутыми реками, многие реки направляются еще к северу, к Британскому морю. Даже целый округ Сен-Мало граничит с Ламаншем, между тем как на юге департамент не доходит до Атлантического океана. Иль-и-Вилень, департамент, по преимуществу, земледельческий, разделенный, как и Кот-де-Нор, на маленькие поземельные участки, и ланды его, недавно весьма обширные, теперь большею частью возделываются. С 1840 до 1866 г. количество земель под паром уменьшилось с 122.000 до 91.000 гектаров, и каждый год все увеличивается количество возделываемых земель. По разведению скота и лошадей, Иль-и-Вилень занимает видное место; по числу пчелиных ульев (160.000)—первое во Франции; здесь же в 1881 году производство сидра дошло до 4.867.065 гектолитров. Морская торговля и рыболовство составляют важный источник доходов для округа С. Мало и по самому своему положению. Рень становится главным пунктом торгового движения, которое сухим путем направляется во внутрь Бретани. Население департамента, по густоте своей, сильно превышает среднюю густоту французской территории. Поверхность Иль-и-Вилень 6.726 квадр. килом. Население в 1872 году 626.875 жителей. Население на 1 квадр. килом. 92 человека.

Проникнув в Бретань, Вилень, пока еще простой ручей, проходит при подошве холма, на котором помещается город Витре. Последний весьма живописен, благодаря присутствию древнего замка, превращенного в тюрьму, остаткам его ограды, странным домам, находимым еще в старинных частях города. Витре—главный город округа. Чины Бретани, под предводительством попеременно баронов Витре и баронов Леон, собирались неоднократно в Витре в течение прошедших двух веков. Госпожа де-Севинье в нескольких живых словах описывает, что представляла из себя сессия штатов в 1671 г. Помещение, которое она долго занимала,—замок Роше, находится по соседству с Витре, в 6 километрах к юго-востоку. Здесь сохраняется много интересных фамильных портретов. В округе есть еще второй город, с меньшим числом жителей, чем в Витре, это—Герк-де-Бретань, возле которого лежит один из больших лесов рассматриваемой области.
Рень главный город департамента Иль-и-Вилень, бывшая столица Бретани и наиболее населенный из его континентальных городов, занимает прекрасное географическое положение—при соединении Вилени и Иля (откуда и происходит это гальское название—Кондат), при основании Бретанского полуострова и на естественном пути от Луары к заливу Норманских островов. Удобные пути сообщения увеличили еще эти выгоды: судоходный канал между Илем и Рансом соединяет два противоположных моря; 11 больших дорог соединяются на площадях Рена, а теперь еще четыре железные дороги кончаются на его пристани. С самого начала армориканской истории, Рень уже важен, как торговый город, ибо и теперь еще он носит название племени редонов, которые обитали в этой области и у которых он составлял главный город. Несмотря на свое знаменитое прошлое, Рень имеет довольно пасмурный вид. Значительная часть города была возобновлена после большого пожара в 1720 г. и недостает прохожих по слишком широким улицам, слишком обширным площадям города. Памятники, правильные и однообразные, имеют холодный, суровый вид, что, отчасти, зависит от старинных парламентских обычаев знатной ренской буржуазии. Сверх того, мрачность города еще усиливается серым, или, даже, черноватым оттенком гранита.
Самое замечательное, с исторической точки зрения, здание Реня—Мордельские ворота, через которые входили некогда сановники Бретани и города. В одной из стен вделана римская надпись в честь императора Гордиана. Но великия богатства Реня заключены в здании университета, где имеются разные факультеты. Здесь есть музей скульптуры и живописи, один из наиболее полных в провинции по отношению к истории искусства, коллекции рисунков, археологические, естественно-исторические. При Ренском факультете открыты кафедры земледельческой химии, а по соседству находится учебная ферма Трех Крестов (des Trois Croix).
Место прогулок в Рене, его обширные луга по берегам Вилени принадлежат к числу прелестнейших сторон главного города Бретани. По имени одного из окрестных замков—Превале (Prevalaye)—названо превосходное коровье масло, изготовляемое во всей этой области департамента. Местечко Жанзе, к юго-востоку от Реня, также славится своими гастрономическими продуктами, особенно пулярдами. Это один из центров приготовления парусины. В нескольких километрах к востоку, близ Эссэ, видна одна из замечательнейших крытых аллей во Франции. Её длина—20 м.; высота 2 м. и называется эта каменная аллея Скалою Фей (Roche-aux-Fees). К востоку от Реня находится местечко, некогда укрепление, Монфор-сюр-Ме. От него осталась башня, служащая тюрьмой. Он занимает место в числе главных пунктов департамента и называется городом, хотя число жителей, сосредоточенных у подошвы древнего замка, едва достигает полуторы тысячи. Его окрестности также наименее населены в департаменте Иль-и-Вилень; но они хорошо известны археологам по своим многочисленным развалинам замков, своим аббатствам, церквам, священным камням. На юге округа, близ местечка Плелан-ле-Гран, тянется лес Пенпон, остаток беспредельных чащ Броселаинды, тайны которых поведаны в рыцарских романах: здесь жили: волшебник Мерлен и божественная Вивиана. Некоторые прогалины этой таинственной области оставались долгое время неизвестны соседним жителям, так что в них могла удержаться некоторого рода крестьянская республика. Теландцы управляли сами собою и, ежегодно, собравшись возле одного фонтана, избирали единогласным мнением лиц на разные общественные должности; собственность у них была общая. Но как скоро их изолированное состояние прекратилось, так и утеряны были ими разом и их привилегии, и обычаи: от древней республики Телен осталось только имя.
Ниже Реня, Вилень сперва течет по обширной луговой долине, затем врывается в дикия ущелья скал, чтобы пробиться через ограду из сланца, некогда ее задерживавшую. Редон, главный город округа, как раз посещается в южном углу департамента Иль-и-Вилень, в том месте, где Ут соединяется с главною рекою, судоходной до моря, и где канал от Бреста до Нанта проходит через долину. Редон представляет также место разветвления железных дорог. Город этот производит довольно важную торговлю; по водою—по низовью до моря и по верховью Вилени—она совершается в незначительных размерах. Однако, из всех рек Франции Вилень была канализована первою: работы начаты были на ней уже в 1538 г.

Большой порт департамента составляет благородный город С.-Мало, охраняющий на Северном море вход в большой лиман Раиса. Недавно еще город носил вполне заслуженное название «Сен-Мало-де-л’Иль». Его охотно сравнивали с кораблем на якоре. Некрасивое и мрачное Сен-Мало соединялось с твердою землею только «желобком», т.е. шоссе, имевшим в ширину только 14 м. и защищенным массивным замком с зубчатыми стенами. Морские наносы, а в гораздо большей еще мере—человеческий труд утроили ширину «желобка». Городу тогда предоставлена была возможность растянуться и вне своей узкой скалы, дома его могли покрыть и полуостров, соединяющий его с континентом, и, перейдя еще далее, развиться в промышленное предместье, более обширное, нежели город, хотя с гораздо меньшим населением. Несколько малонаселенных улиц, часть города с пристанью, пустыри, прорезанные каналом,—вот что соединяет новый С.-Мало с городом Сан-Серван, большим, лучше выстроенным и более древним из двух соперничествующих городов. С.-Серван—древний Алетум, известный в средние века под именем Керале. Между двумя полуостровами С.-Мало и С.-Серван, открывается залив, средняя ширина которого более километра. Залив этот частью занят углубленным бассейном, частью же отмелями, обнаженными или покрытыми водою—смотря по приливу или отливу. Поворотный мост, остроумнейшего устройства, переходит с одного берега бухты на другой, возя путешественников. В этой же части побережья Франции приливы могут во время равноденствий достигать высоты 15 м. над низкою водою; такой значительной высоты они достигают потому, что приливная волна океана смешивается с волною Ламанша. Даже во время самых низких приливов, попеременное колебание уровня равно 7-8 м. Отсюда происходит постоянное изменение вида обоих городов; то море заливает их набережные, у островов и черноватых прибрежных утесов бушуют и пенятся волны, корабли гордо плывут по рейду; то, напротив, обширные, обнаженные от воды отмели, идут далеко в Ранс и в море, острова превращаются в печальные скалы, на которые можно пройти сухим путем. Суда лежат на илистом дне боком. Для приема судов необходимо было устроить среди залива обширный углубленный бассейн, достаточно глубокий для наибольшей вместимости судов; но до сих пор он еще не окончен. В настоящее время внешние порты С.-Мало и С.-Сервана почти оставлены. Порт Солидор, открывающийся на с.-серванском берегу, к югу от солидорской башни и укрепленного полуострова ла Сите, не наполнен теперь, как бывало в прежнее время, фрегатами и военными корветами. Здесь, в первый раз в 1853 году во Франции, был произведен опыт разведения устриц.
Малуинцы (жители С.-Мало), будучи бретонцами и островитянами, имеют свою совершенно отличную от остальной Франции, историю. С 1590 г. до 1594 им удалось даже устроить у себя независимую республику. Позже, они предаются с изумительною энергиею торговле—в мирное время, пиратству—в военное. С Картье они открывают Канаду; с Поре они высаживаются на Малуинские, ныне Фалкландские острова; с Дюге-Труэном они овладевают Рио-де-Жанейро; они посещают столь многие и столь дальние страны, что и в наше еще время название maloon (малуинский) употребляется англичанами и американцами для обозначения островка, затерянного в океане. Они дотого стали страшны Англии, что она последовательно высылала против них четыре экспедиции, которым, однако, не удалось сжечь их города; они накопляют столько богатств, что предоставляют 30 миллионов Людовику XIV. Между всеми французами они выдаются своею силою, настойчивостью, часто также гордостью. Самые знаменитые два малуинца нашего века—Ламенне и Шатобриан—могут считаться истинными представителями своих соотечественников. В городе показывают их дома, а на островке Гран-Бэ—могилу, где желал покоиться Шатобриан. Сюркуф, Ла Бурдонне, Мопертюи, Бруссе—все это также уроженцы С.-Мало.
Несмотря на все улучшения, вводимые в их порты, С.-Мало и С.-Серван, далеко не так оживлены, как в былое время. С.-Мало в 1863 году 3.916 с. с 222.431 т.; в С.-Серван 692 судна в 61.082 т.; всего 4.608 судов в 283.513 тонн; в 1881 году: в С.-Мало 3.122 судна в 424.400 т.; в С.-Серван 804 судна с 54.160 тонн; а всего 3.926 судов с 478.560 тонн.
По каналу Лиль и Ранс в 1880 г. прошло груза 33.400 т. Для рыболовства у Ныо-Фаунленда малуинцы снаряжают ежегодно 80 небольших судов, совокупная вместимость которых равна 12.000 тонн с небольшим, и ведут обширную торговлю с английскими островами Ламанша и с самою Англиею. Стоимость съестных продуктов, вывозимых из С.-Мало в Англию, составляет более 50 миллионов. Летом здесь много путешественников: купающиеся во множестве приезжают к заведениям Лагранд-Грев, расположенным к северу от Сильон (борозда), на берегах С.-Сервана, Динара, лежащим с другой стороны лимана р. Ранс. В окрестности С.-Мало можно делать самые интересные экскурсии: в море, на остров Сезамбр; на запад, к скалам Сен-Энога; на юг—к бухтам Ранса; на север-восток и на восток—к деревне Параме, окруженной дачами; к городу Канкаль, знаменитому по своим устричным банкам, которых дерут (драгируют) в большом количестве в порте Лагуль, на западных банках большой бухты С.-Мишель; но добывание устриц хотя и усиливается в настоящее время, но все же далеко не так важно, как в первые годы настоящего столетия. Продукт лова в Канкале: в 1802 г. 120.000.000 устриц; в 1826 г. 78.500.000 устриц; в 1875 г. 15.500.000 устриц; цена 750.000 франков. Далее, к востоку, близ устья Гиу, большие устричные садки находятся на берегах Вивье. Последний—морской порт города Доль, название которого перешло на обширные участки суши, отвоеванные от моря в бухте. В нем, наиболее замечательный в департаменте, памятник средних веков, церковь стрельчатого типа, которой столбы состоят каждый из толстой колонны и четырех вполне изолированных колонок. Недалеко от города находится знаменитый менгир Шан-Долан, сохранивший свой священный характер, благодаря кресту, венчающему его. К югу от Доля, на железной дороге из Реня, находится Конбург, над которым высится замок XV в., где Шатобриан провел несколько лет детства.
Город Фужер, главный в северо-восточном округе Иль-и-Виленя, также очень любопытен по остаткам средних веков, особенно по замку, над которым высится еще 13 башен. Фужерцы разрушили часть укреплений, окружавших город, чтобы можно было ему распространиться на склоны холма и по берегам Куэнона. Такое расширение Фужера зависит от того, что увеличивается его промышленность и число жителей. Тысячи рабочих заняты там сапожным мастерством, множество их работает над приготовлением материй, другие—в окрестных гранитных каменоломнях. Фужер, которого одно уже название указывает состояние, в котором находились окрестные деревни, все более и более принимает вид нормандского города; к Бретани он принадлежит только по своей истории. В округе Фужер, близ Сен-Обен-дю-Кормье, тянутся ланды де-ла-Ранконтр (встреча), где в 1488 г. произошла битва, последствия которой привели через ряд браков к окончательному присоединению Бретани к Франции в 1532 году.