II
Котентен, т.е. часть Нормандии, ограниченная с востока заливом Карантан и с запада—бухтою С.-Мишель, составляет, вместе с несколькими округами нормандского Бокажа, департамент Ламанш. Хотя море, которому он обязан своим названием, окружает его с 3-х сторон, все же эта часть Франции ведет только незначительную морскую торговлю; собственно промышленность здесь еще незначительнее торговли; главные средства существования жителей заключаются в земледелии. Понятно, что большею частью гранитная и сланцевая почва мало плодородна, но мелким собственникам, между которыми разделена территория, удалось улучшить ее удобрениями. Сверх того влажный климат и равномерная температура способствуют росту растений, и Ламанш принадлежит к числу первостепенных земледельческих департаментов Франции. Восточные части, с почвой известковой и наносной, изобилуют прекрасными пастбищами, на которых разводят лошадей и быков туземных и скрещенных пород. Котентенские коровы—наилучшие в мире по доставляемому ими молоку. Некоторые части рассматриваемой страны представляют как-бы бесконечный фруктовый сад, благодаря своим яблоням: здесь изготовляется наибольшее количество сидра, 1.322.000 гектолитров. Население Ламанша, в среднем, гораздо гуще, чем в остальной Франции; но оно значительно убыло в последние годы. Поверхность Ламанша—5.928 кв. кил. Население в 1872 г. 513.815 жит.Население на 1 квад. Кил.—89 чел.
Обе реки—Селюнь и Се, впадающая под Авраншем в бухту С.-Мишель, орошают верхним своим течением округ Мортен. Главный город последнего весьма скромное местечко того же наименования; но он принадлежит, по живописности своего положения, к числу замечательнейших местностей Франции. Дома расположены вокруг прекрасной церкви переходного стиля, при подошве скалы, на которой находится развалины старинного укрепленного замка. Окрестные долины узки, склоны—обрывисты, высоты покрыты лесом. Хорошенькая речка Канс проходит у подошвы скал, в долинах шумят водопады, и через выход одной лощины видны обширные равнины. С.-Иллер-дю-Гаркуе, в обширной долине, орошаемой р. Селюнь, и недалеко от него Сурдеваль представляют промышленные города округа: на берегу реки теснятся прядильни, фабрики, приготовляющие разные ткани, кожевенные заводы и металлургические заведения.
Авранш, древний город абренкатов, занимает такое же чудное местоположение, как и Мортен. С гульбища, занимающего здесь место старинных укреплений и возвышающагося на сотню приблизительно метров над лиманом, в котором соединяются Селюнь и Се, можно видеть величественную картину: окрестные холмы и долины, изменчивые контуры берега и бухту С.-Мишель, то как белую долину, то как волнующееся море. Из Авранша или маленького порта Понторсон большинство путешественников отправляются в интересный островной городок С.-Мишель, столь замечательный по чудесам своей архитектуры. Железная дорога, которая должна доставлять путешественников прямо к подошве холма, еще не кончена. Собор в самом Авранше был некогда одним из великолепнейших зданий Нормандии; но он внезапно рухнул в девятнадцатом веке.
Гранвиль, несмотря на то, что представляет только главный город кантона, составляет однако важнейший город округа Авранш. В нем порт—снабженный углубленным бассейном, в который могут входить суда наибольшей вместимости. Гранвиль ведет торговлю с Англиею, а еще более—с островами канала: Джерзей и Гернзей. Он снаряжает также суда для обширного рыболовства. Это город смелых моряков, занятых негоциантов, город важного вида, почти бретанский, хотя принадлежит к Нормандии. По свидетельству некоторых писателей, население его отчасти иберийского происхождения, при чем будто женщины особенно чисто сохранили тип предков. Говорят также, что гранвильцы расположены друг к другу и не любят злословить, что составляет психологическое явление, весьма редкое в провинциальной жизни. Летом Гранвиль посещается многочисленными купальщиками, привлекаемыми особенно красотою окружающей природы, смелыми очертаниями скал, подмываемых при основании волнами прилива, и живописными формами самого города; высокие части его поднимаются на мысу, почти отделенному от твердой земли широким оврагом, некогда употреблявшимся для оборонительных целей. Под небом Средиземного моря из Гранвиля вышло бы второе Монако; но как различна природа его на нормандском берегу, с его серыми скалами, своими мрачными и сильными волнами, гонимыми суровым морским ветром! Через порт прошло в 1880 году 98.800 т. груза.
Сьеннь, главная река в округе Кутанс, орошает сперва Вильдьё-Лепоель, который составляет еще часть Авранша и которого главная промышленность заключается в котельном мастерстве, что видно по одному уже названию. Сьеннь недалеко от своего устья соединяется с р. Суль или Кутанс, в древности Констанция; название это перешло на весь Котентен. Над этим епископским городом с хорошим положением, как и у большинства других городов Ламанша, возвышается собор XIV века, которого изящные и весьма смелые башни служат приметными пунктами для кораблей, плавающих вдали, по водам Нормандского архипелага. К востоку от города видно еще несколько арок—остатки разрушенного водопровода. Порт Кутанса при устье Сьенны представляется деревнею Реньевиль, известной по своим устричным банкам, которые устроены с 1863 г. По соседству, с западной стороны, находится замок Турвиль, где родился знаменитый моряк этого имени.
К северу от реки Дув (или скорее Лув), впадающей в залив Карентан, весь полуостров Котентен занят двумя округами—Валонь и Шербург. Валонь—маленький, пришедший в упадок городок. В нем можно еще видеть некоторые остатки римских построек, а вблизи, в 6 километрах к югу, находится деревня Дюрвиль, родина Луи Бюрнуфа. Шербург, наиболее населенный город и наиболее оживленный порт департамента, также древнего происхождения; но первостепенную важность приобретает он только с эпохи, когда начались большие работы для его военного порта. Город, «дерзко» расположенный против Англии, к несчастию, не представлял больших естественных преимуществ: помещенный при устье маленькой реки, не на берегу естественной гавани, но широко открытой с севера бухты, он не мог ни доставить помещение, ни защитить флота, который искал бы здесь убежища. Чтобы воспользоваться этим положением и создать порт на этом берегу, от природы незащищенном против ярости волн, пришлось выстроить в море, между островом Пелэ и стрелкой Керкевиль, плотину, почти в 4 километра длиною, выстроить это при том на дне, находящемся на глубине не меньшей 15 и 20 м. под уровнем низкой воды. Эта удивительная работа, один из триумфов человеческой деятельности, была начата Вобаном в 1686 г. и кончена только в течение XIX века. На это гигантское дело пошло по меньшей мере 67 миллионов франков, и долго оно представлялось единственным в своем роде по размерам и мощности. Местами твердое дно оказывалось ниже, чем то показывали промеры. Инженеры думали, что небольшие камни, в несколько кубических дециметров, на глубине 5-6 м. не будут сдвинуты волнами даже сильных бурь; однако такие камни оказались недостаточно тяжелыми, ибо волны их смещали, и для прочного утверждения их пришлось покрывать глыбами более, чем в 20 куб. м.. Едва только десятая часть пространства в 20 квадр. килом., отграниченного плотиною, может служить для якорной стоянки судам; самая же защита, представляемая плотиною, заставляет оседать на дно нечистоты, и оттого рейд постоянно засоряется; полоса земли, на которой держится остров Пелэ, все расширяется с восточной стороны. Тем не менее 40 больших кораблей могут еще удобно разместиться на рейде; сверх того, в Шербурге есть еще углубленный бассейн, в который может поместиться еще столько же. Чтобы получить понятие о поразительных изменениях, внесенных человеком в этот уголок земли, нужно взойти на холм Руль, которого склоны были правильно срезаны. С венчающего вершину его укрепления видны большая плотина, форты рейда, углубленный бассейн, верфи, арсеналы и все укрепления высот. Внизу помещается город, со своими прямоугольными группами белых домов, своими купальнями, бассейнами коммерческого порта, который особенно наполнен английскими судами. Движение в Шербургском порте в 1880 г. 729.600 тонн. Шербургская ратуша заключает в себе действительно ценный музей. В окрестностях, особенно в Экёрдревиле и Турлавиле, находится множество промышленных заведений и большие каменоломни. В XVI веке Кольбер предоставил одному стеклянному заводу в Турлавиле исключительную привилегию полировать и шлифовать листы белого дутого стекла.
К западу от Шербурга находится маленькая деревня Бомон-Гаг, получившая свое название от полуострова, коим кончается рассматриваемая местность. Эта деревня, теперь называющаяся Гаг, и есть может быть древний Корьялло галлов и римлян; имеет по соседству любопытные остатки древности, между прочим большое укрепление Гаг-Дик, перерезывавшее полуостров от моря до моря на протяжении 6 килом. по прямой линии и превращавшее его в обширный окопанный лагерь. Г. Комон приписывает постройку этого окопа древним галльским обитателям страны. Если это мнение справедливо, то племена той эпохи были гораздо искуснее в военных постройках, чем предполагали. Маленький порт Барфлёр, весьма оживленный в средние века, защищен скалами, которые составляют со стороны Нормандии крайний мыс полуострова Котентен и точно указывают место, где Ламанш наиболее съужен к западу от Сенской бухты. На этом мысу, около которого вода приливает и отливает, образуя опасное течение «raz de Gattville», поднимается на высоте 75 м. высочайший маяк Франции. Корабли, плывущие к западу от этого места, все еще остаются в пределах, освещаемых им, пока не войдут в область маяков Лагев, освещающих Гавр. В настоящее время Барфлёр почти пуст, самый оживленный порт этой части побережья—С.-Васт, защищенный островом Татигу и мысом Ла-Гуг. Места эти защищены фортами, сделавшимися известными, благодаря несчастному сражению, которое Трувиль должен был дать там в 1692 г. соединенным флотам англичан и голландцев. В С.-Васте есть верфи, и местные моряки занимаются ловом и разведением устриц: устричные садки тянутся в бухте на протяжении 4 квад. километров. Здесь в первый раз была произведена попытка акклиматизации во Франции многих сортов американских раковин, особенно виргинских устриц. В открытом море виднеются островки С.-Маркуф, где англичане утвердились в 1793 г., устроив здесь военный пост против Франции. В течение десяти лет из-за них почти невозможно было морское сообщение между Шербургом и Гавром. С точки зрения мореплавателей, полуостров Котентен был вполне изолирован от прочей Франции с одной стороны—Джерзеем и соседними островами, с другой—С.-Маркуфом. Движение судоходства в 1881 г. было: в Барфлёрском порте 613 судов с 19.250 тонн, а в Сен-Вастском 490 судов с грузом в 18.325 тонн.
Карентан лежит среди обширных болот, превращенных трудом рук человеческих в роскошные луга. И он также, благодаря своему каналу, составляет каботажный порт, где корабли нагружаются для Англии коровьим маслом, яйцами, овощами, скотом, назначенным на убой. Карентан принадлежит к округу С.-Ло, городу, избранному в главный город департамента Ламанша. С.-Ло очень мило расположен на берегу Виры, в стране лугов и поросших зеленью холмов. Его фабрики, приготовляющие разные материи, некогда очень славились, да и теперь еще обнаруживают некоторую деятельность.
Департамент Орны, названный так по имени реки Орны, впадающей в Ламанш ниже Каэна, представляет переходную страну по геологическому своему характеру, истории и промышленности. Западная часть страны принадлежит к первичным формациям, тянущимся до Бретани, и гранитные возвышения принимают здесь вид настоящих гор; восточная же часть, напротив, занимает большею частью пояс юрских или меловых образований и переходит на третичные равнины. Некогда она принадлежала к Першу, между тем как остальная территория была нормандской. С одной стороны, население, которое не может прокормиться одним земледелием, должно искать дополнительных средств жизни в прядильном деле и даже в периодическом выселении; с другой—жители части с известковой почвою и с обширными лугами занимаются разведением скота и лошадей першской и нормандской пород, при том не менее чем собственно земледелием. Здесь же весьма значительное производство сидра, которого в 1881 году приготовлялось 1.538.940 гектолитров. Даже при переходе с севера на юг мы встретим большой контраст, благодаря различию в свойствах склонов: воды одного из них направляются к Ламаншу через Орну, Диву, Тук, Рилль; избыток же дождей другого изливается в Луару чрез Майень, Сарту и Гюинь. Департамент Орны относительно немного менее населен, чем прочая Франция, число его жителей заметно уменьшилось в последние годы.
Поверхность департамента Орны—6.097 кв. килом.; население в 1891 г.—354.387 жителей; население на 1 кв. кил.—62 человека.
Донфрон, главный город в западном округе Орны, представляет не более как простое местечко, гордого однако вида. Среди садов и рощ деревьев возвышается еще несколько древних башен и укреплений, одетых плющем; они расположены на краю песчаниковой скалы, которая возвышается на 70 м. над долиною одного притока Майени. Местные жители, говоря о своем городе, называют его несчастным «Domfront, ville de malheur». Настоящий главный город округа—новый город Флер, расположенный к северу от Донфрона, в долине одного из притоков Орны и на месте пересечения двух больших железных дорог. Флер обязан своим населением и богатством промышленности своей, направленной на приготовление материй: прядильное, красильное дело, беление хлопчатой бумаги и льна, производство тика, приготовление столового белья—все это занимает в самом городе и его окрестностях тысячи рабочих рук. На западе, в Тенхебрэ, также есть множество мануфактур, между тем как на юго-востоке, в долине Анденского леса, Лаферте-Массе соперничает с Флером по важности своих полотняных, хлопчатобумажных, ленточных фабрик. В прежнее время в Тенхебре была специальность шитья башмаков «на веревке» (souliers аu cordeau), названных так потому, что они продавались на ярмарках связками в виде гирлянд. К югу от Лаферте, на берегах Вэ, в дикой долине, вытекают Ваньольские серные и железистые ключи. Окрестные местности напоминают пейзажи центрального плато Франции.
Как и Донфрон, Алансон, главный город департамента Орны, расположен в бассейне Луары, при соединении Сарты и Брианты. Это старинный город, где помещался двор владетельных особ, город, сделавшийся потом просто купеческим; он был резиденциею герцогов, принцев крови. Алансон знаменит в истории искусства приготовления предметов мануфактурной роскоши, «французских вышивных кружев» или «алансонских кружев». Вышивка введена в 1673 г. одной алансонской работницею, вернувшеюся из Венеции; но в настоящее время производство это значительно уменьшилось. Ныне главнейшее коммерческое значение Алансона и окрестных пригородов заключается в торговле жеребятами и кобылами. Важность великолепных животных, которых можно видеть на рынках Алансона, Меля, Се, тем выше, что Франция относительно бедна лошадьми. Последний из только-что упомянутых городов Се—помещается при истоках Орны. Хотя он составляет не более как главный город кантона, однако в нем находится епископский дом, и собор его принадлежит к числу прекраснейших стрельчатых церквей Нормандии: хоры его, построенные в первой половине, ХIII века, представляют верх совершенства по своей легкости.
Восточный округ Орны, как и Донфронский с Алансонским, занимает оба склона, служа водоразделом гребня, а у главного города его, Мортань, местные воды текут также на юг—к Луаре. Мортань соперничал когда-то с местечком Беллемом, которое оспаривало у него честь титуловаться главным городом Перша. Беллем имеет по крайней мере преимущество в том отношении, что находящийся по соседству с ним лес, еще весьма богатый мегалитами, представляет прекрасные пейзажи. К северо-востоку от Мортань находится город Турувр, также окруженный большими лесами. Недавно еще Турувр представлял почти затерянный вдали от больших дорог уголок, находясь в тех уединенных местах, куда аббат де-Рансе удалился для основания монастыря Трапп, древнейшего во Франции. Несмотря, однако, на все это, Турувр принадлежит к числу тех мест Европы, которые в сильнейшей мере способствовали заселению Нового Света; 24 семейства, переселившиеся из него более 200 л. тому назад, имеют теперь 300.000 прямых потомков в Новой Шотландии, Канаде и в Соединенных Штатах.
Эгль, расположенный в северной части округа Мортань, в долине Ралля, важнее главного города округа. Это—промышленный город, приготовляющий булавки, иголки, застежки, железную проволоку и разные другие железные и медные мелкие вещи. Эгль знаменит в истории науки каменным дождем, выпавшим в 1804 г.: это был первый случай падения аэролитов, точно констатированный.
Аржантанский округ целиком помещается на ламаншском склоне. Главный город его находится на Орне, в плодородной местности, славящейся по разводимой там живности, быкам и особенно лошадям. В восточной его части, в местности, называемой Мерлеро, по имени близкого местечка, находится знаменитый конский завод Пэн (Pin). Промышленное местечко округа, Вимутье, расположено на границе с Кальвадосом. В нем много полотняных фабрик и белилен для полотна. Местные фермы доставляют более миллиона камемберских сыров, так названных по имени маленькой деревушки, находящейся в 5 километрах от Вимутье; но собственно центр сыроваренного дела находится теперь в Кальвадосе.
Департамент нормандского побережья, заключающийся между устьем Сены и Виры, назывался прежде департаментом Нижней Орны. Название это заменено было названием Кальвадоса, более оригинальным, правда, но гораздо менее подходящим в географическом смысле: предполагали, что оно принадлежало одному из кораблей великой Армады—«Сальвадору», который разбился на утесах, означенных под именем Кальвадор на старых английских картах; на основании последних и делалось такое предположение. Естественное же подразделение страны указывается геологическими формациями. Все западные и юго-западные части департамента, состоящие из палеозойских пластов, составляют Бокаж. На их холмах и в их извилистых долинах сохранились еще некоторые из тех лесов, которым страна обязана своим названием; западная часть берега, где преобладают древнейшие юрские пласты, составляет Бессен. Каэнская равнина, поля которой лежат на оолите, орошается Нижнею Орною. На востоке Льевен и долина Ож, по которой протекает Тук, показывают в разных местах юрские, меловые и третичные слои, смотря по глубине, до которой простирается размывание. В восточных своих частях Кальвадос преимущественно поросшая травой страна, и луга его, особенно в долине Ож, доставляют пищу великолепным стадам быков «ожской» породы. Но так как скотоводство требует значительных капиталов, то и эта область лугов разделена на крупные поместья. Каэнская равнина более разнообразна в своих произведениях, а Бессен славится преимущественно превосходными сырами и коровьим маслом. По производству сыра департамент занимает третье место, дав в 1881 году 2 миллиона гектолитров. Что касается Бокажа, где некогда возделывали только рожь, гречиху и овес, то он теперь почти вполне область крупного земледелия. В Кальвадосе важные каменоломни и каменноугольная залежь. В нем есть также писчебумажные фабрики, фарфоровые заводы, мыловаренные; прядильни для разных материй; но ни в какой отрасли мануфактуры не достигают здесь совершенства. Благодаря плодородию почвы, население департамента значительно превышает среднюю населенность Франции; но, вследствие явления, общего для всех почти богатых земледельческих округов, население непрерывно уменьшается в последние годы. В течение последних 30 лет число умерших превзошло число рождений во всех округах Кальвадоса. В 1872 г. смертность между детьми была 30 на сто, а в 1882 г. 5,49 на сто. Ныне, благодаря гигиеническим мерам, смертность начала уменьшаться.
Поверхность Кальвадоса—5.521 квадр. кил.; население в 1872 г.—428.945 жит.; население на 1 квадр. Килом.—80 жит.
Вир, главный город нормандского Бокажа, представляет один из наиболее приятно расположенных городов Франции. Если хорошенькая долина Вир (Vallon de Vire), в которой у подошвы скалы со старинною крепостью журчит река того же названия, служила для обозначения веселых песен Баселена, то в этом нужно видеть только дань справедливости. Это же название перешло потом в «vaudevires» или «vaudevilles» новейшего театра. Народ здесь весьма красив и большинство женщин—с черными волосами. В Вире большие суконные и полотняные фабрики, писчебумажные, мастерские для приготовления кожи, а в окрестностях—каменоломни с весьма хорошим серым гранитом. Несколько эльзасских мануфактуристов перенесли сюда свои фабрики после присоединения двух рейнских департаментов к Германии. Другой мануфактурный центр округа еще важнее Вира; это—Конде-сюр-Нуаро, составляющий часть той же промышленной группы, что и Флер с Лаферте-Массе. Бумагопрядильни его, окаймляющие маленькую речку Конде, составляют весьма оживленный рабочий город.
Баё, главный город округа, бывшего некогда страною видюкасов или Бессен, своим видом отличается от городов Бокажа. В нем, однако, есть несколько фабрик; особенно замечателен фарфоровый завод; множество рабочих занято там вышиванием и приготовлением кружев, которые ценятся не менее бельгийских. Но в общей сложности город мрачен, и многие части его почти пусты; он как будто погружен в воспоминания о своей бывшей славе. Впрочем, в нем весьма замечательные средневековые памятники; таковы собор, где стрельчатый стиль соединен с дугообразным; древний епископский дом, переделанный в ратушу и в судебную палату, интересные дома из резного дерева; в библиотеке, со многими драгоценными сочинениями, хранится действительно неоценимое сокровище, именно вышивная работа, о которой говорят, что она принадлежала королеве Матильде, и на которой неизвестные работники, вероятно, при жизни еще Вильгельма, вышили всю эпопею завоевания Англии до Гастингской битвы: на ней изображено 632 человека. Некоторые римские древности Баё напоминают древний Августодурус.
К западу от Баё, местечко Тревьер на р. Ор, составляет один из больших рынков Кальвадоса для сбыта коровьего масла. Недалеко отсюда, в общине Форминьи, дана была в 1450 г. битва, положившая конец господству англичан в Нормандии. После Баё наибольшею известностью в округе пользуется Исиньи. Здешнее коровье масло еще лучшее нежели Бессенское, продается по весьма дорогой цене на парижских и лондонских рынках; ежегодно получают его здесь на сумму более, чем 7.000.000 фр. Несмотря на то, что Исиньи помещается внутри страны среди лугов, он находится, однако, в сообщении с морем, благодаря приливам, поднимающимся по устьям Виры и Оры. Его вывозная торговля, главный предмет которой заключается во всякого рода съестных продуктах, превосходит ту же торговлю двух естественных портов Баё, лежащих на самом берегу Ламанша, именно—Порт-ан-Бессен и Ароманш. Берега этих двух гаваней много посещаются купающимися.
Проходя через департамент, Орна орошает один только город; этот город, Каэн, составляет главнейший пункт в Кальвадосе и Нижней Нормандии, в нем преимущественно сосредоточивается жизнь края. Каэн расположен очень хорошо. Он находится посреди прекрасных лугов, при соединении двух плодородных долин Орны и Одона, при том в таком месте, где река, благодаря приливной волне, проходима для морских судов; далее, он помещается почти на середине естественного пути между Руаном и заливом С.-Мишель. До построения больших и многочисленных дорог, проходящих теперь во всех направлениях по стране, Каэн составлял настоящий этапный пункт. Каэнский камень, столь высоко ценимый для построек и некогда употреблявшийся в Лондоне для больших зданий, так что исключал при этом всякие другие—точно также должен был содействовать возведению значительного города. В галло-римскую эпоху, главный город страны также помещался в долине Орны, но километров на 10 южнее. Город этот был столицею видюкасов, и название его перешло теперь на деревню Вьё, построенную на месте древнего города. Здесь была найдена знаменитая галло-римская надпись, ныне находящаяся в Сан-Ло, указывающая на бывший во времена цезарей галльский конгресс в Лионе.
В Каэне есть прекрасные монументы, принадлежащие к разным эпохам, и каждый камень в них старательно изучен нормандскими антиквариями. На романской церкви Св. Петра, помещающейся при подошве древнего замка, возвышается до высоты 70 м. зубчатый шпиц, самого прекрасного стрельчатого стиля, и свод её, в стиле Возрождения, также весьма красив. С.-Этьен или мужское аббатство (Abbaye aux Hommes), где похоронен Вильгельм Завоеватель, замечательно величавою простотою среднего своего пространства, относящагося к XI или ХII-му веку. Женское аббатство (L’Abbaye aux Dames)—прекрасное здание в романском стиле. Маленькая церковь Богородицы или Спасителя—памятник блестящего стрельчатого типа, образцовое здание в орнаментальном отношении. Сверх того, множество старинных домов замечательны по своим аркам, наклонным башенкам, резному дереву. Музеи общества антиквариев и археологического содержат также интереснейшие остатки архитектурные, скульптурные и ювелирные. Некогда славившийся как «город мудрости», Каэн и в настоящее время принадлежит к числу интеллигентнейших городов Франции, судя, по крайней мере, по его высшим и низшим учебным заведениям и особенно по многочисленным ученым обществам. Сверх того, в нем есть еще одна из главнейших библиотек края, а в музее его хранятся весьма ценные картины.
Главный город Кальвадоса не представляет города с обширною промышленностью, но он ведет довольно оживленную торговлю через канал в 14 килом. длиною, питаемый водами Орны и сопровождающий эту речку до Ламанша. Корабли в 4-5 м. углубления могут доходить до углубленного бассейна, находящагося в самом городе. Наружная гавань Каэна, Уистрегам, с чисто саксонским названием, составляла во времена владычества нормандских королей в Англии большой порт для сообщения между королевством и герцогством; и в настоящее время еще главная торговля ведется с Англиею. В 1881 году чрез Каэнский порт прошло 2.873 судна с 371.775 т. Предметы этой торговли—преимущественно продукты земледельческие. Берег Уистрегама много посещается купающимися, равно как и берега при всех деревнях, лежащих далее к западу при море и составляющих длинную, в 10 километров, улицу дач—Лион, Люк, Лангрюн, С.-Обен, Курсёль. Последняя деревня, при устье реки Сёль, располагает маленьким портом для рыболовства и весьма производительными устричными садками. Недалеко отсюда волны прорвались на сушу несколько лет тому назад, и теперь видна еще маленькая бухта, на месте которой недавно было пастбище.
Див протекает на востоке от Орны и, почти на всем протяжении, идет по известняковой почве. При входе в департамент Кальвадос, в Див впадает ручей, над которым на вершине скалы стоит старый и интересный город Фалез. Замок, в котором в 1027 г. родился Вильгельм-Завоеватель, имеет еще великолепный вид; в нем вполне еще сохранилась ограда, с башнями и укрепленными воротами и с двумя высокими сторожевыми башнями, с которой взору на далеком протяжении представляется дикая и красивая страна, с песчаниковыми скалами, на которых во многих местах прилеплены замки. Городская церковь, стрельчатого стиля, но с порталом в стиле Возрождения, имеет довольно оригинальный вид. Промышленность Фалеза заключается в настоящее время не в скорняжестве, как во времена Вильгельма-Завоевателя; жители занимаются преимущественно прядильным делом, приготовлением материй и бумажных колпаков. Весьма важны также лошадиные ярмарки Фалеза, называемые по имени одного из предместий—Гибрейскими.
Выше своего нынешнего устья Див орошает великолепные луга деревни, носящей то же название и составлявшей некогда весьма важный торговый порт. Движение в Дивском порте в 1881 году выразилось в 25.400 тонн. Здесь Вильгельм-Завоеватель собрал флот, который, зайдя в бухту Соммы, повез потом к Гастингскому берегу армию его в 50.000 воинов и 200.000 слуг и поставщиков. Колонна, воздвигнутая на холме, который возвышается над пустынным почти местечком, напоминает об этом важном событии. С высот Дива можно видеть, как с берега на берег и с холма на холм идут деревни, куда приезжают для купаний, и дачи: Кабург, которого улицы правильно расположены веером; Бёзеваль, протестантская колония, Гулгат, Велье-сюр-Мер, с замком времен Ришелье.
Тук, долина которой склоняется с юга на север, параллельно долине Дива, орошает два главных города округа—Лизьё и Пон-л’Евек. В Лизьё, древнем городе галлов лексойцев, встречаются незначительные только остатки галло-римской эпохи, но из средних веков сохранился здесь собор ХII-го и ХIII-го века, одно из замечательнейших зданий переходной эпохи; Лизьё богато, благодаря совместному развитию и земледелия, и промышленности: с его жирных лугов идут ежегодно в Париж тысячи голов скота, а из его фабрик выходят дубленые кожи, полотна, хлопчатая бумага и особенно сукно. Предместья его—С.-Жак и С.-Дезир, как и окрестные села, принимают участие в этой промышленной деятельности. Но местечко Ливароль, находящееся к юго-востоку от Лизьё, в долине Ви, главным образом торгует сыром, а Мезидонт, на каэнской железной дороге, получает важность как пункт перекрестка железных дорог. Деревня Кревкёр, между Лизьё и Мезидоном, дала свое имя особой расе больших кур.
Пон-л’Евек недавно представлял только одну длинную улицу; но у пристани образуется совсем новая часть города. Сыры и овощи Пон-л’Евека славятся. В окрестностях его родились Лаплас и Воклен, первый—в Бомон-ан-Ож, второй в С.-Андре-де-Геберто. Пон-л’Евек не представляет главнейшего города в округе, носящем то же название: самая значительная группа жителей находится в Гонфлёре, на берегах Сенской бухты. Гонфлёр, дома которого расположены амфитеатром на холмах, представляет скромный порт по сравнению с большим коммерческим городом, видным на другом берегу залива, но он существовал многими веками ранее Гавра: когда этого последнего еще не было, гонфлёрские моряки смело пускались уже в далекия плавания по Атлантическому океану, отыскивая новые земли. В начале ХVI-го века гонфлёрские негоцианты посылали свои корабли к Ньюфаундленду и в Бразилию. Еще век спустя, гонфлёрцы основывают Квебек и устраивают конторы в другой части земного шара—на Зондских островах. Но войны, перемещение мелей и течений в Сенской бухте, а особенно соперничество Гавра—все это лишило Гонфлёр его значения как порта для судов дальнего плавания. Этому городу предстояла даже несколько раз опасность полного упадка от засорения его фарватера, а ему необходим—хотя бы добытый ценою самых страшных усилий—выход к морю. Выход этот нужен для громадного количества овощей, плодов, живности, яиц; все эти товары приходят изо всей нижней Бретани и назначены для лондонского рынка. Вокруг самого Гонфлёра в садах разводятся дыни, едва уступающие по качеству продуктам научной культуры парижских огородников. Гонфлёр всегда принимает значительное участие в торговом движения Кальвадоса. Особенно оживлена его торговля с Англиею, Скандинавиею и с соседним Гавром. Он снаряжает также суда и для рыболовства, а с верфей его спускаются большие суда. В 1880 году в порт вошло 1.480 судов с грузом 242.800 тонн, а вышло 1.562 с грузом 237.280 тонн, а всего 3.042 судна с грузом в 480.080 тонн. Над городом возвышается косогор Грас, на который отправляются толпы богомольцев и туристов, первые—для посещения знаменитой его капеллы, вторые—чтобы, стоя под сенью больших вязов, полюбоваться великолепной панорамой бухты.
Долина реки Тук входит в прямые сношения с Англиею, равно как и со всеми торговыми странами, через порт Трувилль, помещающийся в том месте, где река впадает в Ламанш. Во всяком случае, слава и богатство Трувилля не в торговле (80 тысяч тонн), а в его чудных для купанья берегах, «открытых» в 1825 году парижскими живописцами. Теперь Трувилль представляет в летнее время одну из модных столиц; это город гостиниц, увеселительных мест, дворцов, вилл, шалэ и посещается ежегодно более нежели 20.000 купающихся. Все окрестные деревни, особенно Вильервиль на востоке, и Довиль—на западе, на противоположном берегу Тука, в свою очередь превратились в города роскоши и увеселения; мало-по-малу все берега Кальвадоса превращаются в парижскую набережную. К югу от Трувилля, близ деревни Тук, названной так по имени реки, которой она служит портом, возвышается замок Бонвилль, одна из любимых резиденций Вильгельма-Завоевателя. Одна из башен его называется Башнею Клятвы, ибо, по преданию, здесь Гарольд клялся в верности Вильгельму. Другие весьма живописные развалины замка Малмен высятся среди Тунского леса.