IV

Департаменту Соммы дано в гидрографическом отношении весьма подходящее название, так как река Сомма пересекает его во всю его длину и разделяет на две почти равные части. Он чуть ли не целиком состоит из различных областей Пикардии: на востоке находится Вермандуа, на юго-востоке Сантер, в центре—Амьенуа, между бухтою Соммы и Бреслою—Вимё, а между тою же бухтою и Оти—Понтьё и Маркантерр. Мелкие владения и аренды средних размеров весьма многочисленны в департаменте, и он принадлежит к числу наилучше обработанных областей Франции, в особенности в части, смежной с Па-де-Кале. В 1880 году сбор с полей составлял 7 миллионов гектолитров; несмотря на то, что не покрывает расхода и на многие земли не находится арендаторов, здесь, в особенности на западе, в Вимё, Понтье и Маркантерр, весьма усердно занимаются разведением лошадей так называемой пикардской породы, рогатого скота и баранов; в особенности ценится скот соленых лугов, около бухт Соммы и Оти. Птичные дворы департамента Соммы в особенности богаты курами. Пикардия не имеет каменоугольных копей, как Артуа и Фландрия, но зато в ней, как мы уже видели, в особенности деятельно эксплоатируются залежи торфа. Добыча торфа в 1880 году во Франции доходила до 2.481.220 метрических квинталов, на сумму 2.754.839 франков, а в департаменте Соммы 839.200 квинталов на 765.815 франков. Кроме того, она занимает весьма видное место между промышленными департаментами по своим свеклосахарным заводам, прядильням и ткацким фабрикам, на которых изготовляются шерстяные, бумажные, пеньковые и льняные ткани: в 1880 году выделано сахара и патоки 654.222 метр. квинталов на сумму 32.202.900 франков, а засеянных свекловицею полей было 36.680 гектаров с урожаем в 11.297.440 метрических квинталов. Прядильная промышленность в том же году выражалась следующими цифрами: для бумажных тканей было 72.800 веретен, 665 механических станков и 5.000 ручных; для шерстяных 124.000 веретен, 120 механических станков и 400 ручных; для полотна, пеньки и джута 50.600 веретен, 2.250 механических станков и 4.000 ручных; для прочих изделий 17.500 веретен, 90 механических станков и 1.500 ручных. Не имея хороших портов, департамент Соммы почти вовсе не ведет морской торговли. Население департамента за последние годы уменьшилось, но, тем не менее, оно значительно выше среднего населения Франции. Поверхность департамента Соммы 6.161 кв. килом. Население в 1872 г. 550.840 человек. На километр 89 человек.

Войдя в департамент, Сомма протекает у подножия большой круглой башни замка Гам, часто служившего государственной тюрьмою, затем перед Гамом, родиною генерала Фуа, разделяется на несколько рукавов и после нескольких извилин течет к северу до той равнины, в которой она принимает в себя Колонь. Здесь возвышается укрепленный город Перонн, замок которого подвергался частым осадам и есть один из самых знаменитых в истории Франции; здесь умер в темнице от голода Карл Простой; здесь же Людовик XI, пойманный в ловушку своим противником Карлом Смелым, подписал договор, столь унизительный для него самого и столь тягостный для Франции. К востоку от Перонна, близ деревни Тестри, находится поле битвы, на котором Пипин Геристальский одержал в 687 году победу, утвердившую господство за Австралезиею. Перонна не представляет самого населенного центра своего округа; его превосходит немного в этом отношении, промышленный город Альбер, древнее ленное владение Анкр, получивший свое теперешнее название в 1620 г., от Альберта, герцога Люиньского, конетабля Франции. Река Анкр впадает в Сомму ниже древнего местечка Корби, которое в 1639 году взяли испанцы, и Ришелье отвоевал назад.

К югу от округа Перонн расположен Сантерр с главным древним городом Мондидье, сохранившим еще часть своих валов: в 1737 году здесь родился Пармантье. Подобно Руа, расположенному к северо-востоку на Авре, Мондидье занимается, преимущественно, фабрикациею чулок, фланелей и других тканей; Розьер, на севере, представляет также один из центров вязаных изделий, называемых сантеррскими; но самый важный промышленный город страны—это Вилле-Бретонё, находящийся уже в Амьенском округе. Ежегодная стоимость вязанных изделий Сантерра по Морису Блоку составляет 25.000.000 рублей. Несмотря на гражданский кодекс, разделение собственности в Сантерре осталось отчасти такое же, как и в средние века; арендатор получает здесь известные права на обрабатываемую им землю, и владелец не может продать ее без его согласия.

Авр, протекающий через Сантерр, соединяется с Соммою в некогда торфяной, ныне же возделанной равнине, среди которой возвышается город Амьен, древняя Самарабрива, т.е. «Проход Соммы». Другая река, Селль, соединяющаяся с Соммою, к западу от города, еще более усиливает естественное значение древней столицы бельгийцев, Амбиани. В Амьене возвышается самое красивое здание северной Франции, а именно великолепный собор тринадцатого века, фасад которого с двумя башнями, тремя папертями, розеткою и многочисленными статуями представляет произведение безукоризненное. Внутренность здания, занимающего почти гектар пространства, производит особенно сильное впечатление длиною нефов, высотою сводов и гармоничностью целого, между заключающимися в нем сокровищами искусства, в особенности замечательны окружающие хоры скульптурные сиденья. Другие здания Амьена после этой дивной церкви имеют мало интереса, но в городе есть большой новейший музей, довольно богатая библиотека и ботанический сад. Бывшие валы, засаженные деревьями, весьма заметны на большей части своего протяжения; на северной же стороне города возвышается пятиугольник высоких стен цитадели. В Амьене совершилось много военных событий. Здесь был заключен в 1802 году мир между Франциею и Англиею.

Промышленность Амьена весьма деятельна: она состоит в прядении льна, шерсти, шелковых охлопков, тканье всякого рода полотен, фабрикации бумажного бархата, утрехтского бархата для мебели, ковров, атласов для обуви и различных шерстяных тканей, известных под названием «амьенских товаров». Кроме того город имеет железоделательные заводы, мастерские машин и большой завод химических продуктов. К северу и к востоку от Амьена Сомма и Авр разветвляются на бесчисленные водяные жилы среди бывших болот, превращенных ныне в сады и огороды, составляющие также не малое богатство Амьена и отправляющие свои овощи даже в Англию. Ниже этих «hortillonages» (сады-огороды) находится предместье Сен-Ашёль, где открыты любопытные остатки палеолитической промышленности. В так называемую археологами «ашёльскую» эпоху люди, современные мамонту, гиппопотаму и большому медведю, умели тесать лишь весьма грубые топоры.

К западу от Амьена, Сомма превращается в судоходный канал с правильными высокими берегами и протекает мимо Пикиньи, замечательного величественными остатками укрепленного замка, Лонпре-ле-кор-Сен, в самом центре области торфяных ям, и затем достигает административного центра западного округа департамента Соммы, древнего города Аббвиля. Город этот находится в упадке, в сравнении с своим прежним благосостоянием. В средние века он вел большую торговлю, откуда и произошло его название Габлевиль или «Гавревиль», т.е. город гавани; его суконные фабрики были прежде также гораздо значительнее, чем теперь. Впрочем, Аббвиль все еще принимает в своем бассейне кое-какие суда, так что среднее движение его порта составляет 20.000 тонн, и имеет различные промышленные заведения: фабрики полотен, ковров, шерстяных материй, канатные и литейные заводы, экипажные мастерские и верфи для построения рыболовных лодок и лодок для катанья. Готическая церковь Святого Вульфрана не окончена, но фасад её по изяществу архитектуры и чистоте орнаментации является одним из самых прекрасных во Франции. Из аббвильских коллекций всех интереснее музей Буше-де-Перт. К северо-востоку от Аббвиля на Сен-Польской железной дороге находится древний аббатский город Сен-Рикье с роскошно украшенной церковной колокольнею.

Ниже Пор-ле-Грана лиман быстро расширяется, хотя значительная часть некогда затоплявшихся приливом земель ныне присоединена к суше. Железнодорожный мост, соединяющий город Сен-Валери на Сомме с французскою железнодорожною сетью, имеет не менее 1.367 метров длины и продолжается с обеих сторон громадными насыпями. Во время низкого стояния воды громадное морское ложе совершенно пересыхает. Порт Сен-Валери, из которого отправлялся флот Вильгельма-Завоевателя в Англию, ныне находится в большом упадке, несмотря на все работы по регуляризации и углублению фарватера. Среднее движение в нем равняется 40.000 тонн. Главную его морскую торговлю составляют овощи, отправляемые на рынки Лондона. Рыболовные суда отправляются, преимущественно, из местечка Кротуа, находящагося против Сен-Валери, по другую сторону бухты, или из деревни Кайё, построенной на самом берегу океана. Летом все деревни побережья Вимё до местечка О, населенного слесарями, и до Мера, простого предместья Трепора, бывает заселено купающимися; но ни одно из купальных заведений южной стороны бухты не имеет столько посетителей, как заведение Кротуа.

К северу от Соммы течет Мей (Мауе), берущий начало близ большего леса Креси, где показывают еще ту ветряную мельницу, которая укрывала в сражении Эдуарда. Мей протекает только через один город, древнюю крепость Рю, бывшую прежде почти островною. Оти гораздо значительнее Мея и протекает через административный центр округа Дуллан, цитадель которого, построенная в шестнадцатом веке, долго служила государственною тюрьмою, а теперь служит исправительным домом для женщин.

Департамент Па-де-Кале, находясь на выдающемся углу французской территории, между двух морей, получил свое название от того пролива, в котором смешиваются воды Ламанша и Северного моря; большая часть его состоит из бывшей Артуа, к которой присоединены Калезия, Булонэ и Понтье, принадлежавшие Пикардии. В стране возвышается только одна группа холмов, а именно—Булонские высоты, остальная же местность Па-де-Кале представляет лишь монотонные равнины, орошаемые на востоке притоками Шельды, на севере Аа и её притоками, а на западе Оти, Каншем и другими реками, впадающими прямо в Ламанш. Равнины эти, увеличившиеся за исторические времена и до сих пор не перестающие расширяться на счет прибрежных болот, отличаются большим плодородием и дают по большей части земледельцам такое количество зерновых хлебов, овощей и других продуктов, которое превышает спрос на них для местного потребления. В 1880 г. посевы пшеницы занимали 2.709.738 гектаров, а прочие посевы 4.770.450 гектаров; всего 7.480.188 гектаров. Общая же ценность составляла 230 миллионов франков.

Па-де-Кале вывозит со своих лугов целые тысячи волов и баранов, а со своих птичных дворов целые десятки миллионов яиц; количеством кур его превосходит лишь департамент Соммы. Па-де-Кале производит наибольшее из всех департаментов Франции количество льна, а по производству свекловицы следует тотчас же за Северным и Энским департаментами. Подпочва полей Па-де-Кале оказывается не менее богата, чем и их поверхность: с половины нынешнего столетия здесь с успехом разрабатываются залежи каменного угля, вследствие чего возникли значительные заводы, занимающие множество рабочих. Собственно промышленность здесь чрезвычайно деятельна; чугуно-плавильные заводы, строительные мастерские, прядильни, бумажные фабрики и сахарные заводы ставят Па-де-Кале в число первых департаментов Франции; наконец, моряки занимаются морскою и береговою рыбною ловлею. Все эти источники дали возможность населению образовать весьма многочисленные группы, и потому оно здесь гораздо гуще, чем в остальной Франции. Пространство департамента 6.604 квадр. километров; население в 1891 г. 874.364 человека; на километр 124 человека.

Добыча каменного угля в 1883 г. была 5.651.675 тонн; сахару выделано в 1880 г. на 30.580.343 фр.; железа и других металлов на 6.871.216 фр.; бумаги на 6.060.000 фр.; на ткацких заведениях считалось 178.292 веретен, механических станков 757 и 370 ручных.

В Па-де-Кале нет городов на Оти, служащей его границею с юга нижнею частью своего течения. В бассейне же Канша, напротив, много значительных городов и местечек. Фреван при верховье Канша представляет группы больших заводов. Сен-Поль, построенный в хорошенькой долине Тернуазы, служит административным центром округа. Гезден, близ слияния Канша с Тернуазою, был военным пунктом, как и Сен-Поль; вблизи этой важной стратегической позиции, километрах в десяти к северу, находится Азинкур, где французская армия потерпела страшное поражение в 1415 г. Гезден был основан в 1554 г. Карлом Пятым в замен Старого Гездена, который был разрушен его армиею в 1553 г. и на месте которого стоит ныне маленькая деревушка, в 5 километрах от теперешнего города, на берегу Канша. Монтрёйль, главный город округа, представляет также бывшую крепость; в тринадцатом веке он принадлежал к ганзейскому союзу и вел непосредственную торговлю с заграницею, отчего и получил название Монтрёйля-на-море; но теперь его почти несудоходная река не ведет уже более морской торговли, и его порт Этапль, древний Квентовикус, расположенный при лимане Канша, лишь изредка посещается каботажными судами. Впрочем, недавно открытая железная дорога делает его ближайшею гаванью к Аррасу и Бетюну. На юго-западе находится защищенное береговыми дюнами местечко Берк-сюр-Мер, моряки которого занимаются зимою ловлею сельдей и макрелей. На беркском побережье, которому грозит опасность быть захваченным морем, есть парижский госпиталь для 500 золотушных детей: соляной воздух, морские купанья и гимнастика делают чудеса в лечении этих больных. Между тем, с тех пор, как бывшее деревянное здание заменили роскошным каменным, результаты ухудшились.

На берегу лимана, в который впадает маленькая речка Лиан, к северу от Канша, стоит самый населенный город департамента, древняя Булонь, названная так в римские времена в честь знаменитой итальянской Болонии. Уже тогда Булонь, заступившая место галльского Гезориакума, была весьма ценима по её превосходному положению как места отправления грузов на большой бретонский остров, и потому римские цезари воздвигли здесь много памятников, от которых остались лишь одни следы. Маяк, называвшийся башнею Одр (или Ордр), поставленный Калигулою к северу от города, был разрушен в шестнадцатом веке. Мариетт и Дежарден полагают, что Портус Итиус, где садился на корабль Цезарь, отправляясь в Британию, находился выше Булони, близ Иска, тогда как другие писатели соглашаются с мнениями Дюканжа и Анвиля, искавших этого знаменитого места в Виссане. Достоверно только одно, что многочисленные морские учреждения Булони делали из неё в римские времена самый значительный порт на океанском берегу государства. Часто отнимаемая, часто опустошаемая и в продолжение нескольких веков оспариваемая друг у друга Франциею и Англиею, Булонь всегда поправлялась от своих бедствий, благодаря своему порту, близости английского берега и защите, предоставляемой ей с северной стороны континентальною массою мыса Гри-Нэ. Но в конце последнего века вход в Лиань был почти совершенно занесен песками, так что в порте могло помещаться всего каких-нибудь пятьдесят маленьких судов в 100 и 150 тонн, входящих во время прилива. Теперь же движение булонского порта одно из самых крупных, и ценность грузов равняется миллиарду фр. Английские пароходы, ежедневно движущиеся между Булонью и Фолькстоном, перевозят преимущественно дорогие товары, которые шлют друг другу Париж и Лондон; кроме того Булонь ввозит каменный уголь, чугун, шерсть, машины, а в замен отправляет преимущественно земледельческие произведения; по числу же путешественников, переезжающих через пролив, уступает только Кале. Движение судов в булонском порте в 1881 г. 4.421 судно с 1.070.095 тонн, движение путешественников чрез Булонь в 1880 г: 205.000.

Наконец моряки Булони занимают первое место во Франции относительно ловли трески, как около окрестных берегов, так и в открытом море, в Ламанше и в дальних морях. Рыбный промысел в Булони в 1881 году занимал 320 судов, с 15.582 т.; выловлено трески и сельдей 24.433.434; рыбы в 1881 г. отправлено из Булони 44.600 т., на сумму 2.113.380 франков.

Старый порт Булони, образуемый устьем Лиани, и док, вырытый к западу от города, в предместье Капекюр, слишком узки, чтобы вмещать в себе все посещающие их суда. Глубина воды, спадающая в порте во время отлива до 1 метра 60 центиметров, вовсе недостаточна, а вход в фарватер, запираемый во время отлива мелью, слишком опасен; поэтому Булони пришлось предпринять большие работы, чтобы удержать за собою то положение, которое она занимает между приморскими городами. Существует проект устроить в самом рейде посредством плотин порт в 300 гектаров, который имел бы от 5 до 8 метров глубины во время отлива и мог бы служить во всякое время убежищем для больших торговых судов. Вокзал, соединенный с рекою плотиной в 400 метров, будет построен в середине порта. Кроме того канал свяжет порт с сетью навигационных путей северной Франции.

Наружный вид Булони живописнее, чем большей части других торговых городов. Над многолюдными кварталами возвышается обнесенный стенами верхний город, над которым господствуют древний замок, высокий купол церкви и каланча, относящаяся отчасти к тринадцатому веку. В этой старой Булони, родине Годфрида Булльонского, живет преимущественно богатая буржуазия. Нижний город не имеет никаких замечательных зданий, если не считать находящагося вне морского квартала пышного купального заведения, расположенного на самом берегу, неподалеку от северной насыпи. Многие улицы Булони и её предместий имеют совершенно английскую физиономию; островитяне, составляющие приблизительно десятую часть населения города, построили в нем совершенно такие же дома и фабрики, какие можно видеть по ту сторону пролива; ни в каком другом французском городе британское влияние не проявляется так сильно, как здесь. Англичане принимали также большое участие в развитии местной промышленности, которая весьма значительна. В Булони есть металлургические заводы, прядильни льна, лесопильни и мраморопильни, цементные фабрики и самая большая во всей Франции мануфактура стальных перьев, употребляющая ежегодно единственно на изготовление перьев более 200.000 килограммов английской стали. В городе существует также некоторая литературная и ученая жизнь; так, в нем образовалось несколько свободных обществ, есть интересные коллекции и библиотека, некоторые книги которой, а в особенности манускрипты, драгоценны. К числу знаменитых людей, родившихся в Булони, принадлежат Сент-Бёв, изобретатель винта Соваж и Мариетт, которому в 1881 году поставили памятник в виде статуи. К юго-западу от города расположено предместье Портель, населенное рыболовами; его отличные от булонских нравы, а также более тонкия черты лица и изящная походка женщин заставили предположить, что жители Портеля представляют потомков иностранных колонистов, быть может иберов; но это только гипотеза, лишенная всяких исторических доказательств. Холмы, расположенные к востоку от города, представляют область превосходных пастбищ; на них разводят прекрасных лошадей и баранов; близ Самора основана была образцовая овчарня Го-Тэнгри.

В двух километрах к северу от Булони возвышается на вершине холма башня Великой Армии, напоминающая о бесполезных вооружениях, предпринятых Наполеоном для завоевания Англии. Путешественникам, отправляющимся из Булони в Кале, приходится проезжать мимо этого памятника, а затем Вимерё, берега которого в особенности богаты морскими организмами и где факультет Лилля имеет лабораторию морской зоологии. Далее следует важная станция Маркиз с большими металлургическими заведениями, близ которой разрабатывается несколько мраморных каменоломен. На заводе находится побережье Амблетёз, где был некогда порт, который был избран Иаковом I для высадки в 1688 г., но ныне совершенно засорен. Недавно был поднят вопрос об устройстве в двух километрах к северу отсюда, близ Одресселя, такого торгового порта, который по своей обширности и глубине мог бы принимать в себя суда всяких размеров. Одна английская компания предлагала даже устроить его на свой счет, без всякой помощи со стороны Франции; но негоцианты Булони и Кале отклонили этот проект, так как он грозил их непосредственным интересам.

Кале, порт которого по своей деятельности соперничает с Булонским, представляет двойной город и состоит из собственно Кале, укрепленного на берегу моря, и Сен-Пьер-ле-Кале, промышленного предместья, составляющего особую общину, ряды однообразных домов которой тянутся по дорогам и по каналам; общины эти разделены между собою оборонительными рвами и аллеями парка. Представляя самый близкий к Англии континентальный порт, Кале рано должен был приобрести большое торговое значение, а потому и сделаться предметом многих алчных желаний. В продолжение слишком двух столетий, с 1316 по 1558 г., он принадлежал англичанам, для которых служил, так сказать, тет-де-поном для переправы на территорию Франции. Но затем, вместе со всею «вновь завоеванной страною» остался за Франциею, хотя масса населения в нем фламандского происхождения, как и в соседней стране. Вид Кале также фландрский. Городская ратуша, каланча, церковь Богоматери, так называемая сторожевая башня и все другие памятники, построенные до английского владычества, а затем реставрированные или перестроенные, напоминают собою памятники Бельгии того же стиля. Отель Гиза, имеющий некоторые следы английской архитектуры четырнадцатого века, представляет древнее складочное место шерсти («Этап»), где брали товар английские негоцианты. Наконец, отель Дессен, получивший известность, благодаря «Voyage sentimental» Стерна, превращен в музей.

Благосостояние Сен-Пьер-ле-Кале составила тюлевая промышленность, превратившая его из простого предместья в многолюдный город; она вывезена из Англии в 1819 г. и, находясь частью и теперь еще под руководством английских фабрикантов, употребляющих рабочих своей родины, приобрела весьма значительное развитие. К фабрикации бумажного тюля присоединилась фабрикация шелкового, и теперь в Сен-Пьере работает постоянно 20.000 человек на 1.800 станках, дающих 60 миллионов франков. Кроме того, в городе есть прядильни льна, фабрики различных тканей, паровые пильные заводы, строительные мастерские. Обе общины вместе значительно способствуют торговле порта; но Кале представляет в то же время значительное складочное место для каменного угля, чугуна, шерсти и леса Северного департамента; он отправляет в Англию не только произведения своей собственной промышленности, но также и «парижские товары», лошадей Булонэ и большое количество овощей, яиц и птиц для снабжения Лондона. Относительно рыболовства порт имеет слабое значение.

Торговое движение в 1891 году представлялось в следующем виде: вошло в порт 2.245 судов с 556.570 тоннами; вышло 2.202 с 561.923 т.; всего—4.437 с 1.128.493 т., а в 1882 г. было всего 4.454 судна с 1.205.255 тоннами.

Порт Кале, равно как и булонский, не удобен и недостаточен для теснящихся в нем судов. При сравнении с находящимся против него Дувром он имеет весьма посредственный вид, и предприняты были большие работы, чтобы сделать его настоящею гаванью. Не очень давно прорыт новый док, поверхность которого равняется половине площади, занимаемой самим городом; он находится целиком на месте прежних крепостных сооружений; помимо того, новый док, построенный между Кале и Сен-Пьером, служит портом каналу, деятельность котораго выразилась в 1882 г. почти в 400.000 тонн. Новая плотина порта, длиною в 2.400 метров, защищает уже сто гектаров земли, отвоеванных у моря. Однако, несмотря на все эти неудобства, три и даже четыре парохода ежедневно переезжают пролив между Кале и Дувром: именно в этом месте и находится великий паром для путешественников через океаническую реку.

Движение путешественников между Кале и Дувром в 1883 г. доходило до 223.430 человек. Здесь же, между Кале и Дувром, сделан был в 1850 г. первый опыт подводного телеграфа, правда, опыт неудачный, но в следующем же году он был повторен уже с успехом и начал новую эру цивилизации.

Город Гинь, в 8 километрах к югу от Кале, частью зависит от последнего, так как в нем занимаются белением тюля, выделываемого на фабриках Сен-Пьера. В соседнем лесу стоит пирамида, указывающая то место, где 7 января 1785 г. бросили якорь Бланшар и Жеффери после первого воздушного путешествия через пролив. К востоку от Гиня, по дороге в Ардр, близ деревни Балингем, показывают место знаменитого лагеря Золотой Парчи, где в 1520 году Франциск I и Генрих VIII состязались в щегольстве и великолепии. К юго-востоку от Гиня находится Фьен, в котором эксплоатируются мраморные ломки.

Сен-Омер, главный город округа, граничащего с округом Кале с востока, расположен на реке Аа, впадающей прямо в Северное море в Гравелине; главным его памятником служит прекрасная средневековая церковь с замечательными скульптурными украшениями. Высокая башня блестящего стиля, да кое-какие развалины церкви представляют единственные остатки от древнего аббатства, камни которого пошли на постройку городской ратуши. Сен-Омер—родина Сугерия. Это город весьма деятельный по промышленности: в нем фабрикуют простые сукна, батисты, тюли, кисею и всякого рода трубки, отправляемые даже в Новый Свет. Сады, орошаемые Аа и её бесчисленными каналами, дают большое количество плодов, отправляемых через Па-де-Кале в Англию; наконец, множество местечек и деревень, из которых всех значительнее Арк, могут быть рассматриваемы как промышленные предместья города. В 7 километрах к юго-западу, на правом берегу Аа, находится лагерь Гельфо.

На главном притоке Шельды, Ли, представляющей еще ручей, расположена маленькая деревушка Теруаннь, которая была некогда могущественным городом, и к которой еще и теперь сходится множество дорог, на подобие радиусов круга. В 1554 г. город этот был взят Карлом Пятым, срыт до основания и с тех пор уже не мог более подняться. В 2 километрах к югу от Теруаннь находится деревня Ангинегат (Гинегатт), где происходили две битвы, из которых последняя в 1513 г., названа «Днем-Шпаг» (Jouruee des Eperons). Ниже Теруаннь, под стенами Эра, Ли принимает в себя главнейшие свои притоки, и с этого места, благодаря работам по канализации, становится судоходною. Все города окрестностей представляют промышленные ульи. Бетюнь, главный город округа, по своим сахарным заводам, принадлежит уже к лилльскому поясу; Ланс, где Кондэ одержал в 1648 г. свою знаменитую победу над имперскими войсками; Нэ, Куррьер, Геннен-Льетар и множество местечек страны получили значение вследствие своих угольных копей, расположенных в западном продолжении валансьенского бассейна. Эти копи занимают 12.000 гектаров. Добыча же его была в 1881 г. 5.320.333 тонны, рабочих 30.000, с жалованьем 25.600.000 франков.

Лилльер фабрикует, преимущественно обувь; здесь был прорыт первый «артезианский» колодец во Франции, который в продолжение семи с половиною столетий бил постоянно одинаково высоко, и его ежедневный расход не изменился.

Аррас, столица бывшей провинции Артуа, а ныне главный город департамента Па-де-Кале, находится также в бассейне Шельды, на Скарпе. Он не представляет более самого многолюдного города провинции, так как за последнее время его превзошли в этом отношении Булонь и Кале с Сен-Пьером, но по историческому значению он не уступает последним. Аррас сохранил название древнего племени атребатов, которые были сначала противниками Цезаря, а затем его союзниками, и со времени римского завоевания не переставал играть роль в войнах и в промышленности. В средние века, находясь на границе Пикардии и Фландрии, между двумя народами различных языков, почти всегда разделенных политически, он часто служил предметом споров и недавно, как важный стратегический пункт, превращен в перворазрядную крепость; его укрепления и цитадель занимают столько же места, сколько и весь остальной город.

Главный памятник Арраса—это ратуша шестнадцатого века странной архитектуры с прекрасной каланчею; другие древние здания по большей части исчезли, аббатство Сен-Вааст, где есть различные коллекции книг, картин и древностей, построено в восемнадцатом веке. Аррас утратил ту промышленность, которая, по свидетельству святого Иеронима, делала его знаменитым в римском мире; его ковры, покупавшиеся на вес золота, можно видеть теперь только в музее. Аррас, общины его округа, и далее к югу, город Баном занимаются теперь теми же производствами, как Камбрези и Фландрия: он фабрикует и рафинирует свекловичный сахар, изготовляет масла и мыло, месит посудную глину и ткет чулки и кружева. Аррас представляет один из самых больших рынков зерновых хлебов во Франции. Это родина Робеспьера. Здесь был подписан в 1435 году тот знаменитый договор, который примирил французов с бургундцами.

Самый северный департамент Франции не мог получить другого географического названия, как Северный, так как состоит из совершенно отдельных естественных областей прежней Фландрии, Камбрези и Гено. Представляет он длинную полосу приблизительно в 200 километров при весьма неравной ширине: он съуживается до весьма ничтожных размеров в том месте, где Ли выходит из Артуа и переходит в Бельгию: он имеет здесь в ширину от одной границы до другой всего 6 километров. В южной его области, принадлежащей бассейну Мааса, возвышаются цепи холмов и плоскогорий, покрытых там и сям рощами или, даже, лесами, представляющими отдельные остатки от древней Арденны. В центральной части поля, орошаемые Шельдою и её различными притоками, представляют лишь весьма незначительные неровности и постепенно склоняются по направлению к морю; над монотонною поверхностью нив между бассейном Шельды и бассейнами двух маленьких речек Аа и Изера, текущих прямо в Северное море через обсохший залив, возвышается всего несколько отдельных высот, с которых открывается широкий вид на равнины. После Парижа и его городского округа, Фландрия представляет самую богатую часть Франции по своему земледелию, промышленности и торговле. Хорошо возделанная земля, занятая почти на всем своем протяжении полями и лугами, дает в изобилии зерновые хлеба, свекловицу, маслянистые семена, лен, табак и овощи; пшеница дает здесь наилучшие жатвы, хотя её все еще не достаточно для местного потребления; кроме того, департамент производит наибольшее количество свекловицы и хмеля. Посев пшеницы в 1880 г. составлял 3.321.715 гектолитров; потребление 6.146.534 гектолитра; полей, засеянных свекловицею, было 42.920 гектаров; сбор 20.086.560 метрических квинталов; льна 60.936 квинт. Главные отрасли промышленности составляли: медь, железо, сталь 552.098 тонн на 75.663.378 фр., стекло 61.295 т. на 16.082.008; сахар 126.545 т. на 58.284.800 фр., мыло 18.700 т. на 9.350.000 франков; бумого-прядильни имели 1.479.870 веретен, 2.040 станков машинных и 767 ручных; ткацких шерстяных 1.214.836 веретен, 16.348 машинных и 9.060 ручных; полотняных, пеньковых и джутовых 571.527 веретен, 8.932 машинных и 6.868 ручных; прочия ткацкия изделия имели 7.936 станков механических и 13.708 ручных; из первых впрочем 3.567 не действовали.

Очищено товаров в 1881 г. в таможнях: в Туркоинге на 126.700.000 фр.; в Рубэ на 59.700.000 фр.; в Лилле на 66.200.000 фр.; в Валансьене на 88.200.000 франков и в Жомоне на 155.000.000 франков.

Относительно льна, департамент занимает первое место. Каменноугольные копи, разрабатываемые в окрестностях Валансьена, дают пятую часть всего количества угля, добываемого во Франции, но, тем не менее, не могут удовлетворить всех находящихся в департаменте больших литейных и железоделательных заводов, машинных, стеклянных и фаянсовых фабрик, шерстопрядилен, бумагопрядилен и шелкопрядилен. Кружева, батисты и тонкия полотна Валансьена и Камбрэ представляют также весьма важные мануфактурные произведения страны. Торговое движение через сухопутные границы весьма значительно. Северный департамент—первый во Франции по числу имеющихся в нем машин и по силе движущего пара; в нем считается 4.779 машин, по силе равных 96.984 лошадиных; даже в департаменте Сены считается только 45.715 лошадиных сил.

Железные дороги, разветвляющиеся в департаменте, почти так же многочисленны, как и в соседних округах Бельгии, но и их недостаточно для удовлетворения столь близких друг к другу и столь деятельных городов, которыми усеяна вся территория и которые соединены между собою длинными предместьями и группами заводов. После департамента Сены, Северный департамент есть самый населенный, в котором иностранцы составляют весьма значительную пропорцию; из общего их числа в 277.710 человек на долю бельгийцев приходится 270.350 человек: с начала нынешнего столетия население в нем более чем удвоилось, и теперь оно в три или четыре раза гуще, чем в остальной Франции; одно число неграмотных в нем уже больше средней цифры населения для департаментов Франции. Пространство Северного департамента 5.691 квадр. километров. Население в 1891 году 1.736.341 челов. На километр 282 челов.

Округ Авенский, составлявший часть бывшего Гено и орошаемый притоком Мааса, Самброю, еще не весь охвачен великим промышленным движением. Сам административный центр представляет лишь небольшой городок с живописными укреплениями, возвышающимися над долиною Гельп; но бывшая деревня Фурми к юго-востоку, на границе департамента Эни, еще недавно была совершенно ничтожна, а теперь быстро превращается в значительный город; здесь был устроен в 1599 году первый стеклянный завод северной Франции. В главной долине Самбры есть также значительные группы населения, а именно два города: Ландреси и Мобёж, оба окруженные валами; близ Ландреси находится местечко Маруаль, известное своими сырами. Мобёж и, соседний с ним, Готмон имеют много заводов, преимущественно чугуно-литейных, железо-делательных, оружейных и изготовляющих разные орудия. Мобёж имеет, кроме того, особое значение, как охранитель границы, и в его окрестностях в 1709 году было сражение при Мальплаке, а в 1793 г.—при Ваттиньи; при новой системе защиты страны, он служит одною из главнейших военных точек опоры Франции. В нем находится большой арсенал; новейшая ограда захватила бывшие предместья и соседний лес, составив укрепленный лагерь в 30 километров в окружности. Мобёж представляет также одно из главных торговых ворот Франции; неподалеку от него Брюссельская и Кёльнская железные дороги входят через Фейньи и Жёмон в Бельгию. К западу от Мобёжа находится древняя столица нервийцев, местечко Баве, древний Бавакум, к которому сходилось семь римских дорог и был проведен водопровод в 25 километров длины. Множество интересных предметов, найденных при раскопках Баве, рассеяно теперь по разным музеям.

791 Беффруа де-Берг

Крепость Камбрэ, на Шельде, представляет также древний город, который в двенадцатом веке назывался Камаракум. Подобно Баве, он страдал от всех войн, опустошавших эту, столь часто обагряемую кровью, местность, но он всегда восставал из своих развалин, и мало городов, которые бы отстаивали свою общинную независимость с большим геройством. Камбрэ, некогда столица Камбрези, ныне же простой административный центр округа, хотя и с архиепископской епархией, представляет один из великих исторических городов Франции, здесь собирались конгрессы, подписывались договоры и, между прочим, договор 1508 года, соединявший почти всю Европу: Испанию, Францию, Германию и Рим—против одной Венецианской республики, и знаменитый, так называемый, Дамский мир, заключенный в 1529 году теткою Карла Пятого с матерью Франциска I. Главными памятниками в Камбрэ, как и в большей части городов Северного департамента, служит городская ратуша или «мировая палата» и башня (beffroi), символ муниципальной автономии. В архиепископской церкви возвышается памятника Фенелону, который был архиепископом Камбрэ, а посреди площади—другой памятник воздвигнут в память Батисту, который доставил благосостояние своему родному городу, завещав ему искусство ткать ткани, которые и теперь называются его именем (батисты). Работники Камбрэ фабрикуют также тонкия полотна, тюли и бумажные кружева. Весь город представляет громадную мастерскую; к юго-востоку от него Кодри, Кьеви—одни из главных железно-дорожных станций Северного департамента для склада товаров, а еще далее Като-Камбрези на Селле, притоке Шельды, занимаются, преимущественно, прядением льна, хлопка и шерсти; к востоку же, Солем, на той же реке, фабрикует сахар и ткет материи. Като-Камбрези известен в истории знаменитым миром 1559 г., заключенным между Франциею и Испаниею.

Спускаясь по течению Шельды, можно встретить промышленное местечко Ивюи, крепость Бушен и затем Лурш, замечательный своими каменноугольными копями. Чрез канал, между Бушем и Дуэ, ежегодно проходит более миллиона тонн. Следующий затем Денэн в начале нынешнего века был простою деревушкою, знаменитою лишь победою маршала Виллара, одержанною в 1712 году над принцем Евгением; теперь же благодаря соседним каменноугольным копям, это—промышленный город с чугуно-плавильными, железо-делательными, плющильными и многими другими большими заводами. Здесь начинается канал, соединяющий Шельду с Маасом и связывающий каменноугольные копи севера с металлургическими заводами запада. Канал этот на 131 километр сократил расстояние между Мезвером и Дюнкирхеном и передал последнему часть торговли, которая теперь направляется к Антверпенскому порту.

Валансьен есть первокласная крепость и административный центр округа, но, в то же время, это город заводов, не имеющий никаких любопытных памятников. В музее его есть, правда, ценные картины, а в общественном саду стоит статуя самого знаменитого из его уроженцев, Фруасара, и недавно воздвигнута другая статуя в честь Ватто, представляющая одно из последних произведений Карпо. Промышленность, составившая в средние века славу Валансьена и состоявшая в фабрикации кружев, почти прекратила свое существование; теперь здесь ткут батисты и лино, как и в Камбрэ. Каменный уголь, добываемый в значительном количестве в окрестностях Валансьена, направил труд к более крупным промыслам: железоделанию и фабрикации машин. Округ этот один дает седьмую часть всего свекловичного сахара, фабрикуемого во Франции.

Около самого Валансьена, в местечке Анзен, находится главная французская каменноугольная компания, каждый «су», т.е. пай которой равняется 2 или 3 миллионам франков, и подземные владения которой составляют пространство в 281 квадратный километр между Скарпом и Шельдою, и по правому берегу последней.

Вокруг копей этой компании образовались большие промышленные города: Анзен, Рем, Сомен, Брюэ, Фрон и Вьё-Кондэ, неподалеку от крепости Кондэ на Шельде; в Денэне, Кондэ и других городах на берегу реки были прорыты бассейны; каналы и железные дороги избороздили страну во всех направлениях, и даже под землею галлереи соединены между собою железными путями, по которым движутся посредством пара. Пространство, занятое копями, составляет 30.000 гектаров; средняя цена 288 «денье» компании составляет 58.000.000 франков; работников в 1884 году было 20.900 челов., в том числе 12.000 рудокопов; средняя заработная плата 3 франка 30 сантимов. В 1880 году из 8 копей разработывалось 5, которые дали дивиденд в 7.124.960 франков; добыто угля в 1881 году 3.671.700 тонн, что, при цене 12 франков за тонну, составило 44.000.000 франков; на каждого рабочего в 1882 году пришлось 265 т. Небо всюду омрачено дымом больших заводов, даже над Сент-Аман-лез-О, который, впрочем, в сезон купаний представляет город отдыха и удовольствия, благодаря своим сернистым источникам и весьма действительным теплым грязям, а также садам, парку и лесу. От аббатства Сент-Аман, начатого в 1662 году, остался лишь высокий и весьма странный фасад, украшенный на подобие индусской пагоды.

Дуэ, главный город округа, на Скарпе, еще недавно представлявший одну из главных крепостей Франции, кажется не столь стесненным своими стенами, как Валансьен; напротив, они даже слишком для него просторны, и в северной его части на большом пространстве еще вовсе нет домов; Дуэ, как и соседние с ним города, Аниш, Орши, Маршиен, имеет много заводов, прядилен, машинных фабрик и пр. Его древний университет заменен академиею с факультетами литературы и права; парламент Фландрии, находившийся в Дуэ, уступил свой дворец аппеляционному суду департамента; пушечнолитейный завод заменил собою замок, а обширные арсеналы занимают целый большой квартал В Дуэ есть замечательная ратуша с готическими окнами и с живописною каланчею наверху, украшенною башенками; как город науки, Дуэ обладает также любопытным музеем древностей, благодаря приобретенным в Баве камням и надписям; Дуэ есть родина Иоанна Болонского, одного из самых знаменитых учеников Микель-Анджело. Близ Дуэ, от канала Сансэ, отходит ветвь нового Северного канала к Уазе; эта ветвь весьма важна для перевозки каменного угля в Париж.

К северу от округа Дуэ расположен округ Лилля, в котором больше жителей, чем в большей части французских департаментов, и который тянется до берегов Ли. По числу жителей, Лилль представляет пятый город Франции. Орошаемый лишь маленькою речкою Дёль, впадающею в Шельду уже в Бельгии, окруженный укреплениями и отдельными верками, имеющими 50 километров в окружности и наполненный заводами и мастерскими, Лилль не имеет интересных сооружений. Самое замечательное здание—это биржа на Большой Площади, против колонны, напоминающей об удачном сопротивлении жителей Лилля 35-тысячной армии австрийцев в 1792 году. Церковь Святого Маврикия, готическое здание четырнадцатого века, состоящее из пяти, равной высоты, нефов, окончена лишь в недавнее время. Древняя столица Фландрии имеет музей живописи, в котором есть весьма дорогия картины, и коллекцию рисунков итальянских маэстро, оставленную родному городу живописцем Викаром. Это драгоценность Лилля; в коллекции находится 200 рисунков Микель-Анджело, 68 рисунков Рафаэля; другие же листы подписаны самыми знаменитыми художниками эпохи Возрождения. При постройке здания суда в Лилле открыты были остатки одного римского памятника.

Промышленность Лилля состоит, преимущественно, в прядении льна и хлопка и в фабрикации полотен, лент, камчатного белья, тиков и шерстяных материй. Добывание и изготовление масл, сахарные заводы и фабрики химических произведений, строительные мастерские, белильни и пивоварни занимают также тысячи рабочих. По Дёльскому каналу в 1880 году пришло 862.400 тонн. Общая стоимость промышленных произведений Лилля составляла почти миллиард франков.

Большие предместья и многие местечки, как Гобурден, Маделень, Вамбреши, Ло, аббатство которого было обращено в дом заключения, принимают участие в тех же самых работах и в общем представляют ту же физиономию. Если бы недавно увеличенная окружность Лилля была расширена еще настолько, чтобы включить в себе все заводы и окрестные рабочия местечки, то общий вид большого мануфактурного города ничуть не изменился бы. Большие железнодорожные мастерские и склады для товаров находятся к востоку от города, в предместье Фив; здесь именно и соединяются все те шесть железных дорог, которые сделали из Лилля одну из самых оживленных станций сети. После Парижа движение путешественников всего значительнее в главном городе французской Фландрии. Число путешественников на парижской станции северной дороги было 2.296.000, а на лилльской 1.782.000. После Парижа чрез Лилль более всего происходит движение путешественников; четверть населения города составляют бельгийцы.

Вот уже несколько лет, как Лилль располагает вполне достаточным количеством воды для снабжения фонтанов и удовлетворения нужд его промышленности. Источники, которыми пользуются для этого, находятся к югу и юго-западу от города; они получают дождевую воду с поверхности более, чем в 150 квадратных километров и могут, если ими воспользоваться вполне, дать в мелководье до 40.000 кубических метров воды в день, чего было бы достаточно для населения в 300.000 человек.

Многие другие города округа, как Галлюен, предместье Менена, находящагося уже в Бельгии, Ленселль, Марк-ан-Барёль, Секлен, Кенуа на Дёле, богатый Армантьер-на-Ли, знаменитый своими полотнами, Коминь (Комминь), где родился знаменитый историк и один квартал которого находится на территории Бельгии, занимаются теми же промыслами, как Лилль; но Рубэ и Туркуэн, находящиеся к северу от Лилля, неподалеку как друг от друга, так и от границы, составляют особую группу: они занимаются преимущественно выделкою шерсти для разного рода тканей, сукон, ковров, бархата. Специальная промышленность Рубэ существовала уже около конца пятнадцатого века, но еще в 1800 году Рубэ был небольшим городом с 8 или 9 тысячами жителей; Туркуэн был многолюднее, так что в обеих общинах вместе было до 20.000 жителей. Теперь же население их ушестерилось; не будучи стеснены стенами, как Лилль еще десять лет тому назад, они все более и более стремятся вместе с предместьем Ваттрело, составляющим самостоятельную общину, и предместьями Круа и Васкегаль на юге. слиться в один большой город. С 1862 г. число машин в Рубэ упятерилось. Английский промышленный город, с которым Рубэ соперничает в производстве одного и того же рода тканей,—Бредфорд; правда, Рубэ стоит ниже Бредфорда по достоинству материала, по количеству рабочих и по прочности произведений, но превосходит его в выборе рисунков и в измышлениях моды, и умеет придать большую тонкость нитям. О значительности движения дел в Рубэ можно судить уже по тому факту, что находящееся в нем отделение французского банка занимает пятое место между 74 учреждениями этого рода. Тулуза, Реймс, Ним, Монпелье не обращаются с такими капиталами, как простой главный город кантона Северного департамента. В Рубэ еженедельно ввозится 600 тонн сырой шерсти, половина которой превращается в ткани, а другая—в пряжу. Более ста тысяч человек заняты этою работою в городе и его окрестностях. Одна фабрика Круа, имеющая свою железнодорожную ветвь и пристань на канализованной речке Марке, моет, чешет и ежегодно представляет на прядильни шерсть 25.000 австралийских баранов. Но кроме своей промышленности, Рубэ и Туркуэну нечего показать иностранцу, и окрестности их вовсе не живописны: в них даже нет реки, и потому чувствуется недостаток в чистой воде: Ли, зараженный мусором фабрик, и в особенности моченьем льна, течет в 8 километрах на северо-западе. Судоходный путь, соединяющий Дёль с Шельдою, пользуется на западе руслом нижней Марки; это маленькая речка, при верховье которой стоит деревня Бувинь, ознаменованная сражением 1214 г., в котором общинные милиции одержали для Филиппа-Августа столь великую победу над германским императором Оттоном Брауншвейгским и его фландрскими и нидерландскими союзниками. Близ истоков Марки находится деревня Мон-ан-Певель (Мон-ан-Пюель), где Филипп Красивый отомстил фламандцам за Куртрэ.

К северу от Ли начинается страна фламандского наречия, по крайней мере в деревнях. Газебрук, главный город одного из двух округов этой страны, есть город прядилен, и весьма важен, как станция перекрещивающихся железных дорог. Бальёль, другой промышленный город, находящийся на востоке при железной дороге Лилля, многолюднее первого; он подобно спруту, как щупальцами обхватывает городские предместья; в то же время это главный центр фабрикации кружев, называемых «валансьенскими». Этой работой заняты около 3 тысяч женщин; опытная в этом деле получает 75 сантимов в день. Кроме того, некоторые фабрики выделывают грубое сукно, потребляемое в южной Франции. Бальёль есть нечто в роде религиозной митрополии: в городе не менее 12 церквей или часовен. Кассель, построенный на холме, на другом конце округа, по дороге в Дюнкирхен, представляет знаменитый древний castellum, крепость, от которой шло семь римских дорог; еще и теперь существуют следы этих, так называемых здесь «каменных дорог» (steenstraete). Гора Кассель имеет всего 157 метров высоты, но, тем не менее, с неё открывается весьма широкий вид. В ясную погоду, говорят, можно различить более тридцати городов и целую сотню деревень, частью французских, частью бельгийских, вплоть до береговых дюн, сквозь бреши которых виднеются там и сям воды Северного моря. В округе Газебрука есть и еще несколько местечек, также густо населенных, как города центральной Франции, таковы: Стинверк, Эстер, Горг, Мервиль, Стинвурд.

Округ Дюнкирхена находится вне области великой промышленной деятельности: соседство моря в особенности располагает в нем к торговле; при том же слишком влажная почва, изрезанная осушительными каналами, делала прежде сообщения затруднительными. Этот северный угол французской территории, с необитаемыми три века тому назад полями, занимают четыре города: Берг, Бурбург, Гравелин и Дюнкирхен. Берг, находящийся к югу от недавно еще озерной равнины, представляет крепость, защищающую приступы к Дюнкирхену. С моря видны издали две башни его древнего аббатства и башня городской ратуши шестнадцатого века, напоминающая о его прежних муниципальных вольностях. Бурбург—главный рынок лошадей фламандской породы, употребляемых, преимущественно, для упряжи. Гравелин представляет тройной город, состоящий из укреплений двух местечек; этот порт так же важен относительно береговой рыбной ловли, как и Дюнкирхен и еще деятельнее последнего по специальной торговле и вывозу в Англию яиц, яблоков и овощей. В 1881 г. чрез Гравелинский порт прошло 72.000 тысячи. В 1812 году Форт-Филипп был пунктом для приема английских судов, приходивших, несмотря на войну, нагружаться шелковыми изделиями, спиртными напитками и разными другими французскими товарами; эта контрабандная торговля, производившаяся на счет банкира Ротшильда, выражалась суммою нескольких миллионов в месяц. Форт-Филипп, вследствие этой запрещенной торговли, был известен под названием «ville des Smaggleurs» (от английского слова smuggler или фламандского schmokkeler). В Гравелине были в 1520 г. важные государственные конференции между Вольсеем, Дюпра и Гранвеллою.

Дюнкирхен, бывший прежде просто церковью посреди дюн и сделавшийся ныне столицею страны, есть фламандский город, высоко возвышающий свою муниципальную башню, подобно другим как французским, так и бельгийским городам страны. Находясь на границе, он весьма много страдал от осад, штурмов и грабежей. Героическим периодом его было время великих войн царствования Людовика ХIV. Тогда моряки его, в числе которых был Жан Барт, часто сопротивлялись целым флотам; они и торговали, и воевали одновременно. Если неприятель запирал порт Дюнкирхена, жители открывали себе другой выход; но наконец Англии удалось уничтожить этого грозного врага. Вполне разоренный вследствие Утрехтского мира 1713 г., Дюнкирхен до конца прошлого века представлял не более, как развалину. Затем он был снова обстроен так же, как и до разрушения, но реставрация его окончилась вполне лишь в 1845 г. В бассейны его не имели доступа суда более чем в 500 тонн, но в 1860 г. открыты три дока, которые на целый метр глубже порта Людовика XIV и принимают суда в 1.000 тонн; в последние же годы были сделаны большие издержки на вырытие четвертого дока, на увеличение числа шлюзов и на углубление порта еще на 1 или 2 метра, так как столь богатой и промышленной области севера необходим хороший порт для вывоза своих произведений и получения необходимых ему сырых материалов. Когда все работы будут окончены, стоимостью в 50 милл. франков, то суда с осадкою в 7 метр. будут в состоянии в мелкую воду подходить к самой набережной. Дюнкирхенский рейд является самым лучшим в этих опасных морях рейдом, благодаря освещающим банки маякам, плавучим огням и баканам, обозначающим контуры банок и оба фарватера; он служит естественным местом сбора кораблей во время бури и соперничает по своему значению с рейдом «Дюн» на английском берегу. Уже самое существование этого рейда оправдывают улучшения, производимые в дюнкирхенском порте. В настоящем виде он представляет уже четвертую гавань Франции; по своей торговле и по вместимости приближается к Антверпену, хотя и уступает ему. Теперь его торговля втрое значительнее, чем была в половине нынешнего столетия. Дюнкирхен представляет порт общей торговли и имеет сношения с Англией и северными странами, а также с портами океана и Средиземного моря,—это складочное место для гуано и азотной-кислой соды, имеющей весьма большое значение для земледельческих потребностей Северного департамента. Отсюда ежегодно вывозят более 100.000 тонн французского угля и получают по крайней мере столько же английского.

Кроме того, моряки Дюнкирхена продолжают заниматься ловлей трески, составлявшей прежде главную местную морскую промышленность. С некоторого времени Дюнкирхен сделался также промышленным городом; в нем есть прядильни, пильни, рафинировочные заводы для нефти и другие большие заведения. Летом же сюда съезжаются купающиеся. Разных фабричных товаров в складах Дюнкирхена в 1881 году было 44.756.300 килограммов на 7.956.200 франков.

Близ Дюнкирхена была в 1658 г. так называемая Дюнская битва, в которой Тюрень разбил Кондэ и его испанскую армию. Промышленное местечко Гондшут, на юго-востоке, близ границы, знаменито другою победою Гушара над австрийцами в 1793 году.

Постройка новых укреплений, обороняющих доступы во Францию по всем путям, образовала между Дюнкирхеном, Бергом, Бурбургом и Гравелином обширный укрепленный лагерь. Мореходное движение в Дюнкирхенском порте: в 1872 г. 5.014 судов в 901.600 тонн; в 1882 г. 5.858 в 1.886.200 тонн; торговый оборот 1881 г. 373.000.000 франков. В 1882 г. судов, принадлежащих Дюнкирхенскому порту, было: 30 паровых, 240 парусных, всего 270 в 41.856 т. Движение по каналам между Бурбургом, Бергом и Фюрнесом в 1882 году доходило до 709.000 т.; а движение по железным дорогам в 1880 г. 620 000 тонн. Ловля трески в 1881 г. выражалась следующими цифрами: 79 судов в 9.138 т. выловили 3.724.093 килограмма.