V

Общественное образование находится под руководством министра или ректора университета. Высший совет общественного образования состоит из 9 членов, назначаемых президентом, и 47 выбранных различными учеными корпорациями. Это совет министра под ведением которого состоит 19 генеральных инспекторов, обязанных контролировать ход дела. Вся Франция разделена на шестнадцать академий, или академических округов, управляемых каждая своим особым ректором.

Академические округа сутьПодведомственные департаменты
БезансонскийДубский, Юрский, Верхне-Саонский
БордосскийЖирондский, Дордонский, Ландский, Ло-и-Гароннский, Нижне-Пиринейский
ГренобльскийИзерский, Верхне-Альпийский, Ардешский, Дромский
ДижонскийКот-д’Орский, Обский, Верхне-Марнский, Ньеврский, Йоннский
ДуэсскийСеверный, Эны, Арденнский, Па-де-Кале, Соммский
КанскийКальвадосский, Эрский, Маншский, Орнский, Сартский, Нижне-Сенский
Клермон-ФеранскийПюи-де-Домский, Алльесский, Кантальский, Корезский, Крезский, Верхне-Луарский
ЛионскийРонский, Энский, Луарский, Саонско-Луарский
МонпельескийЭросский, Одский, Гардский, Лозерский, Восточно-Пиренейский
НансийскийМёртско-Мозельский, Маасский, Вогезский
ПарижскийСенский, Шерский, Эрско-Луарский, Луарско-Шерский, Луаретский, Марнский, Уазский, Сенско-Марнский, Сенско-Уазский
ПуатьескийВьеннский, Шарантский, Нижне-Шарантский, Эндрский, Эндрско-Луарский, Двух Севров, Вандейский, Верхне-Вьеннский
РеннскийИлльско-Виленский, Северных Берегов, Финистерский, Нижне-Луарский, Менско-Луарский, Майенский, Морбиганский
ТулузскийВерхне-Гароннский, Арьежский, Авейронский, Жерский, Лотский, Верхне-Пиренейский, Тарнский, Тарнско-Гароннский
ШамбернскийСавойский, Верхне-Савойский
ЭсскийДепартамент Устьев Роны, Нижне-Альпийский, департамент Приморских Альпов, Корсика, Варский, Воклюзский

Каждая община в 500 человек обязана иметь одну школу для мальчиков и одну для девочек. Новейший закон делает обязательным даровое светское первоначальное образование, хотя это пока не строго соблюдается. За исключением двух департаментов, все остальные имеют по одной нормальной школе для образования учителей.

Общинные коллегии, лицеи, частные заведения и маленькия духовные семинарии дают среднее классическое образование или же образование специально промышленное. Воспитанники лицеев получают дипломы баккалавров науки и баккалавров литературы. Почти во всех главных городах департаментов есть по одному лицею, и также в некоторых других городах, как Дуэ, Валансьен, Гавр, Байонна. В некоторых же больших городах есть по два лицея, а в Париже—семь.

Так называемое высшее образование дают: высшая нормальная парижская школа, которая образовывает учителей для больших средних учебных заведений, факультеты теологический, юридический, медицинских наук и литературы, высшая фармацевтическая школа и различные приготовительные школы; факультеты эти находятся по большей части в главных академических пунктах. В Париже учреждена также практическая школа высших наук, разделяющаяся на четыре отдела: математический, физико-химический, естественно-исторический и физиологический и историко-филологический. Кроме того, для свободного занятия науками предназначены College de France и музей естественной истории. По новейшему закону, высшее образование свободно. Независимые от государства общества могут основывать университетские заведения. Католическая церковь уже воспользовалась этим правом, но с тех пор, как правительство взяло на себя раздачу служебных мест, число воспитанников в ней незначительно.

Различные большие специальные школы зависят также от различных министерств государства, таковы: школа хартий, школа восточных языков, школа изящных искусств, школы римская и афинская—первая для художников, вторая—для историков и археологов,—консерватория музыки, консерватория искусств и ремесл, центральная школа искусств и промышленности, школы: земледельческая, горная, ветеринарная, высшие математические, политехнические и горные школы, мостов и шоссе (путей сообщения), вод и лесов, и специально военные школы: Сен-Сирская, инженерная и артиллерийская, в Фонтенебло—кавалерийская, в Сомюре—стрелковая, брестское морское училище, морское строительное училище и телеграфная школа.

Библиотеки и музеи также подведомственны министру общественного образования, кроме общественных и других, которые, впрочем, еще весьма малочисленны, основанных большею частью в больших городах.