V
Общественное образование находится под руководством министра или ректора университета. Высший совет общественного образования состоит из 9 членов, назначаемых президентом, и 47 выбранных различными учеными корпорациями. Это совет министра под ведением которого состоит 19 генеральных инспекторов, обязанных контролировать ход дела. Вся Франция разделена на шестнадцать академий, или академических округов, управляемых каждая своим особым ректором.
Академические округа суть | Подведомственные департаменты |
Безансонский | Дубский, Юрский, Верхне-Саонский |
Бордосский | Жирондский, Дордонский, Ландский, Ло-и-Гароннский, Нижне-Пиринейский |
Гренобльский | Изерский, Верхне-Альпийский, Ардешский, Дромский |
Дижонский | Кот-д’Орский, Обский, Верхне-Марнский, Ньеврский, Йоннский |
Дуэсский | Северный, Эны, Арденнский, Па-де-Кале, Соммский |
Канский | Кальвадосский, Эрский, Маншский, Орнский, Сартский, Нижне-Сенский |
Клермон-Феранский | Пюи-де-Домский, Алльесский, Кантальский, Корезский, Крезский, Верхне-Луарский |
Лионский | Ронский, Энский, Луарский, Саонско-Луарский |
Монпельеский | Эросский, Одский, Гардский, Лозерский, Восточно-Пиренейский |
Нансийский | Мёртско-Мозельский, Маасский, Вогезский |
Парижский | Сенский, Шерский, Эрско-Луарский, Луарско-Шерский, Луаретский, Марнский, Уазский, Сенско-Марнский, Сенско-Уазский |
Пуатьеский | Вьеннский, Шарантский, Нижне-Шарантский, Эндрский, Эндрско-Луарский, Двух Севров, Вандейский, Верхне-Вьеннский |
Реннский | Илльско-Виленский, Северных Берегов, Финистерский, Нижне-Луарский, Менско-Луарский, Майенский, Морбиганский |
Тулузский | Верхне-Гароннский, Арьежский, Авейронский, Жерский, Лотский, Верхне-Пиренейский, Тарнский, Тарнско-Гароннский |
Шамбернский | Савойский, Верхне-Савойский |
Эсский | Департамент Устьев Роны, Нижне-Альпийский, департамент Приморских Альпов, Корсика, Варский, Воклюзский |
Каждая община в 500 человек обязана иметь одну школу для мальчиков и одну для девочек. Новейший закон делает обязательным даровое светское первоначальное образование, хотя это пока не строго соблюдается. За исключением двух департаментов, все остальные имеют по одной нормальной школе для образования учителей.
Общинные коллегии, лицеи, частные заведения и маленькия духовные семинарии дают среднее классическое образование или же образование специально промышленное. Воспитанники лицеев получают дипломы баккалавров науки и баккалавров литературы. Почти во всех главных городах департаментов есть по одному лицею, и также в некоторых других городах, как Дуэ, Валансьен, Гавр, Байонна. В некоторых же больших городах есть по два лицея, а в Париже—семь.
Так называемое высшее образование дают: высшая нормальная парижская школа, которая образовывает учителей для больших средних учебных заведений, факультеты теологический, юридический, медицинских наук и литературы, высшая фармацевтическая школа и различные приготовительные школы; факультеты эти находятся по большей части в главных академических пунктах. В Париже учреждена также практическая школа высших наук, разделяющаяся на четыре отдела: математический, физико-химический, естественно-исторический и физиологический и историко-филологический. Кроме того, для свободного занятия науками предназначены College de France и музей естественной истории. По новейшему закону, высшее образование свободно. Независимые от государства общества могут основывать университетские заведения. Католическая церковь уже воспользовалась этим правом, но с тех пор, как правительство взяло на себя раздачу служебных мест, число воспитанников в ней незначительно.
Различные большие специальные школы зависят также от различных министерств государства, таковы: школа хартий, школа восточных языков, школа изящных искусств, школы римская и афинская—первая для художников, вторая—для историков и археологов,—консерватория музыки, консерватория искусств и ремесл, центральная школа искусств и промышленности, школы: земледельческая, горная, ветеринарная, высшие математические, политехнические и горные школы, мостов и шоссе (путей сообщения), вод и лесов, и специально военные школы: Сен-Сирская, инженерная и артиллерийская, в Фонтенебло—кавалерийская, в Сомюре—стрелковая, брестское морское училище, морское строительное училище и телеграфная школа.
Библиотеки и музеи также подведомственны министру общественного образования, кроме общественных и других, которые, впрочем, еще весьма малочисленны, основанных большею частью в больших городах.