Глава X Правительство и администрация.

Верховная власть принадлежит императору и королю, который, однако, пользуется ею не самодержавно и неограниченно, как было прежде, но с известными ограничениями, установленными государственным уложением или конституциею, которая уже неоднократно подвергалась изменениям, вследствие внутренних домогательств и иностранных влияний: император-король назначает министров и председательствует в их совете, предлагает и обнародует законы, раздает награды, пользуется правом помилования. На содержание главы государства назначена определенная сумма (9.300.000 флоринов или гульденов в год), уплачиваемая поровну обеими половинами монархии; кроме того, он имеет в своем распоряжении обширные удельные имущества, дворцы и замки, составляющие собственность короны.

Общими делами обоих государств, Австрийской империи и Венгерского королевства, управляют трое из министров императора-короля: министр иностранных дел и императорского двора, имперский военный министр и министр обще-имперских финансов. Первый председательствует в кабинете в отсутствие императора. Этот министр, так же, как и два его сотоварища, несет ответственность за действия правительства перед делегациями двух сеймов или парламентов: цислейтанского и транслейтанского. Другие министры, специальные для каждой из двух половин империи, суть министры внутренних дел, вероисповеданий и народного просвещения, частных (исключительно австрийских или исключительно венгерских) финансов, земледелия и торговли, общественных работ, юстиции, военные или, как их называют, министры обороны государства (Landesvertheidigung). Мадьярский кабинет имеет при императорском дворе непосредственного представителя в лице одного из своих членов, а другому министру поручены специально дела Хорватии. Наконец, в состав цислейтанского кабинета входит еще один член, долженствующий служить представителем интересов галицийской национальности и называемый министром по делам Галиции. Кабинет, имеющий резиденцию в Вене, несет ответственность перед австрийским сеймом, тогда как мадьярский кабинет, имеющий пребывание в Пеште, ответствуете перед государственными чинами Венгрии. Император-король приглашает иногда в совет общих министров тех из специально австрийских или венгерских министров, присутствие которых он признает полезным, но это приглашение имеет место только для обсуждения государственного бюджета или для важных случаев, касающихся вопросов внешней политики.

Законодательные собрания и избирательная система представляют такую же сложную организацию; традиции старого феодального порядка примешиваются в их механизме к современным конституционным фикциям и к компромиссам между расами. Представительный корпус или так называемый рейхсрат (государственная дума) Цислейтании состоит из двух собраний—палаты господ (Herrenhaus) и палаты депутатов (Abgeordnetenhaus). Верхняя палата набирается преимущественно из среды крупной земельной аристократии; она состоит из членов по праву рождения или сана, каковы принцы крови и прелаты, т.е. высшие духовные сановники, далее из 53 наследственных членов и из 105 пожизненных членов, назначаемых непосредственно императором (всего ныне 245 членов). Палата депутатов, совещания которой имеют несравненно большую политическую важность, состоит из членов, выбираемых на шесть лет самими населениями различных провинций, но сообразно частному уставу каждого избирательного округа и с сохранением всех категорий состояния и постоянного жительства в известной местности, вытекающих из старых феодальных обычаев, более или менее приспособленных к требованиям современной эпохи. Закон 1882 г. дал право участия в выборах в парламент всем совершеннолетним гражданам, платящим не менее 5 флоринов прямых налогов. Палата депутатов прежде состояла из 353 членов, выбираемых четырьмя классами избирателей или куриями: крупным землевладением, городами, местечками и фабричными центрами, торгово-промышленными палатами и сельскими общинами Landgemeinden (последними посредством голосования второго порядка или второй степени, в пропорции одного специального избирателя на каждые 500 жителей). Законом 1896 г. об избирательной реформе к сейчас названным четырем куриям прибавлена пятая общая курия, в которой каждый полноправный австрийский гражданин, достигший 24-летнего возраста, пользуется избирательным правом. Эта новая курия посылает 72 члена в палату, которая теперь поэтому насчитывает в своей среде 425 членов. Право подачи голоса на выборах принадлежит также и лицам женского пола из сословия крупных землевладельцев, но эти лица могут пользоваться своим правом не иначе, как через уполномоченных. Можно сказать, вообще, что избирательное право прежде было распределено между гражданами таким образом, чтобы давать немцам искусственное большинство. Так, например, в Богемии, где славянское население составляет две трети жителей края, оно не участвовало до 1882 г. даже в назначении половины сеймовых послов этого королевства, ныне же оно всегда имеет большинство в выборах. Избираемые должны иметь не менее тридцати лет от роду и пользоваться правами гражданства не менее трех лет до момента избрания. Никакое совещание палат рейхсрата не может быть признано действительным, если на заседании не присутствовало по меньшей мере 40 членов в палате господ и 100 членов в палате депутатов; для того, чтобы решение палаты могло получить законную силу, необходимо абсолютное большинство голосов присутствующих в заседании членов.

Число депутатов рейсхрата, избираемых 4 старыми куриями, распределяется по различным провинциям Цислейтании следующим образом:

Крупное землевладениеГорода, местечки, промышл. центрыТорговые палатыСельские общиныВместе
Нижняя Австрия81721037
Верхняя Австрия361717
Зальцбург11125
Штирия482923
Каринтия13149
Крайна23510
Гориция и Градиска1124
Триест-31-4
Истрия1124
Тироль55818
Форарльберг-123
Богемия233273092
Моравия81331136
Силезия34310
Галиция201332769
Буковина32138
Далмация1269
Всего85137131353

Сейм (orszagyules) Транслейтании, организация которого не была изменена со времени соглашения 1867 года, тоже состоит из двух палат: верхней палаты (forendi haz), или «стола магнатов», и нижней палаты (kepriselo haz)или «стола представителей». В состав первого собрания в 1883 г. входили: эрцгерцоги, владеющие удельными имуществами в Венгрии, 59 прелатов римско-католической и греко-восточной церквей, 703 магната, князей, графов или баронов, 74 губернаторов комитатов и других высших сановников администрации, 3 делегата кроато-славонского сейма. Со времени включения Военной Границы в состав Кроации-Славонии палата представителей имеет 453 члена: 338 для Венгрии, 74 для трансильванских округов, 1 для Фиуме и 40 для Хорватии и Славонии, делегатов аграмского (загребского) сейма. Депутаты, за исключением славонских и хорватских, выбираются непосредственно гражданами, которых дворянское происхождение, имущество, ремесло, профессия или доходы, обозначенные в законе, «гарантируют» способность к пользованию избирательным правом; около миллиона граждан пользуются этой привилегией. Что касается депутатов хорватских и славонских, то они назначаются сеймом их собственного отечества, который, в свою очередь, также состоит из членов, участвующих по праву, прелатов, дворян и сановников, и из 77 выборных членов, из которых одни избираются посредством прямого, другие посредством косвенного голосования городов, местечек и граждан; словом, трудно представить себе что-либо более запутанное, чем статистика избирательных учреждений австро-венгерской монархии. В пештском сейме хорватские делегаты могут говорить на своем природном языке; однако, они почти не пользуются этим правом, разве только для того, чтобы напомнить, что обладают им, и не имея претензии быть понятыми. Мадьяры жалуются, что австрийские принцы, в то же время венгерские магнаты, могут заседать и вотировать в двух собраниях, в Вене и в Пеште, и таким образом изменять результат в некоторых вопросах, волнующих общественное мнение или касающихся классовых интересов.

Так как общие дела Австрийской империи и венгерской монархии не могут быть обсуждаемы ни в цислейтанском рейхсрате, ни в транслейтанском сейме, то оба эти представительные собрания должны опять назначать из своей среды депутатов или уполномоченных для решения этого рода дел. Каждое законодательное учреждение выбирает так называемую делегацию из шестидесяти членов, составленную на одну треть из господ или магнатов и на две трети из представителей нижних палат. Обе делегации собираются поочередно в Вене и Пеште, равно как и три ответственные министра, но они не могут совещаться сообща, и, в случае разногласия, обмениваются письменными посланиями, в которых излагают свои мнения, каждая на своем языке; если соглашение не достигнуто после трех посланий, отправленных с той и другой стороны, то делегации соединяются, но не для совместного совещания, а для того, чтобы тотчас же приступить к голосованию и решить вопрос по большинству голосов. Таков механизм «дуалистической» конституции, изобретенной Францем Деаком, к выгоде немецкой Австрии и мадьяр. Хотя явно несправедливая по отношению к славянам северным и южным—чехам, моравам, полякам, русинам, сербам, хорватам, словенцам и далматинцам,—так же, как и по отношению к румынам и итальянцам австро-венгерской монархии, эта конституция существует уже третье десятилетие. Близкое будущее покажет, достаточно ли прочен этот государственный строй, чтобы устоять против сильных потрясений восточного мира и удержаться вопреки естественному праву, которое во всех странах есть федерация равноправных и свободных групп.

Областные сеймы (по-немецки ландтаги) различных провинций похожи на общегосударственные палаты по сложности своей организации, определенной императорским дипломом 1860 года. Австрийская часть империи имеет целых семнадцать местных сеймов,—считая в том числе муниципальный совет Триеста,—состоящих из депутатов двух различных категорий. К первой категории принадлежат члены не избираемые, но заседающие по праву, именно: архиепископы, епископы и ректоры университетов. Депутаты второй категории назначаются четырьмя группами избирателей: крупными землевладельцами, городами, местечками и промышленными центрами, торговыми палатами, сельскими общинами. Без всякой видимой причины, единственно в силу старинных привилегий и феодальных прав, смягченных сообразно современным интересам, какое-нибудь маленькое местечко пользуется политическими выгодами, которых лишены иные значительные города; та или другая группа граждан имеет избирательные права в силу ценза, или обязана ими только месту, в котором живет. Некоторые из провинциальных сеймов, например, богемский, насчитывают в своей среде очень большое число членов; но в каждом сейме центральная власть имеет могущественного представителя в лице наместника или губернатора, который председательствует на заседаниях ландтага. Все решения этих областных представительных собраний должны быть облекаемы императорскою санкциею, и заседания исполнительного комитета (Landes-Ausschuss), который они назначают из своей среды, тоже происходят под председательством губернатора. Многие сеймы не-немецких земель, между прочим, краинский, обязаны совещаться на оффициальном языке империи, то-есть немецком, тогда как истриоты могут обсуждать свои дела на итальянском языке, а в галицийском сейме прения ведутся на польском языке. В Цислейтании областные сеймы существуют в следующих провинциях: Тироле, Форарльберге, Зальцбурге, Каринтии, Штирии, Верхней Австрии, Нижней Австрии, Гориции и Градиске, Истрии, Триесте, Далмации, Крайне, Галиции, Буковине, Богемии, Моравии, Силезии; всех членов в этих 17 сеймах 1.074, считая в том числе и муниципальный совет Триеста. В Транслейтании только один местный сейм—хорватский. Главный начальник гражданской Хорватии называется баном (banus).

Различные общины, как избирательные округа, пользуются неравными правами. Все главные города провинций имеют в этом отношении свои особенные статуты, равно как следующие города, из которых многие не принадлежат к числу значительных центров населения: Венский Нейштадт, Вайдгофен на р. Ипс, Штейер, Марбург, Цилли, Триент, Боцен, Ровередо, Ровиньо, Рейхенберг, Оломуц (Ольмюц), Знаймо (Цнайм), Иглау, Унгариш-Градиш, Кромериж (Кремзир), Билиц, Фридек (в Силезии), Краков. Эти городские общины с специальными статутами управляются муниципальным советом и особыми должностными лицами, к которым во многих местах присоединяется группа выборных делегатов, известная вообще под именем магистрата; в обыкновенных же общинах делами заведует муниципальная делегация или общинная управа (Gemeinde-Ausschuss), избираемая на три года и выбирающая из своей среды, тоже на трехлетие, бургомистра (голову) и двух его товарищей или помощников. Во многих провинциях, но не во всех, окружное представительство служит посредником между общиною и областным сеймом.

В Венгрии и Трансильвании различают общины и муниципии. Первые управляются почти таким же образом, как и австрийские Gemeinden; их «представительство» состоит на-половину из выборных членов, избираемых на шесть лет, на-половину из граждан, платящих наибольшую сумму налогов, и назначает из своей среды делегатов, которые составляют «магистрат», с состоящими при нем нотариусами, назначенными на всю жизнь. Пользующиеся самоуправлением (автономные) муниципии имеют более обширные права по предмету местного законодательства, но и в них платящие наибольшую сумму налогов граждане разделяют власть на-половину с народными выборными: эти муниципии, из которых иные заключают в себе до шестисот членов, суть комитаты и «вольные королевские города»; представителем правительства здесь является так называемый «fo-ispan» (по-немецки обер-гешпан), назначаемый на всю жизнь; он только председательствует, но не имеет права вмешательства. Так называемый «университет саксонской нации» состоял из сорока четырех членов, депутатов от немецких городов и округов, и председательство на этом сейме принадлежало «королевскому графу»; но теперь эта организация растворилась в организации комитатов. В Кроации-Славонии каждый комитат имеет свою особую скупщину, члены которой выбираются гражданами и так называемыми «вирилистами», и каждая община управляется собственною муниципальною делегациею; представителем центральной власти в городах является «магистраль», а в деревнях—сельский судья. В Хорватии женщины принимают участие в общинных выборах; в Загребе в 1881 г. 805 женщин были внесены в избирательные списки.

Политическое и административное деление австро-венгерской монархии:

1) Собственно Австрия, или Цислейтания.

Тироль и Форарльберг: 5 округов: Инсбрук; долина Инна; Бриксен; Триент; Брегенц или Форарльберг.

Зальцбург: 2 округа: Зальцбург; Зальцгау; Понгау; Лунгау; Пинцгау.

Каринтия (Kaernten): 2 округа: Клагенфурт, или Нижняя Каринтия; Виллах, или Верхняя Каринтия.

Штирия (Steyermark): 3 округа: Грац; Брук на р. Мур; Марбург.

Верхняя Австрия: 6 округов: Линц, Мюль, главный город Фрейштадт; Инн, уездный город Рид; Гаусрюк, уездный город Вельс; Траун, уезд, город Штейер; Зальцкаммергут, уездн, город Гмюнден.

Нижняя Австрия: 5 округов: Вена; Нижне-Винервальдский, административный центр Венский Нейштадт; Верхне-Винервальдский, админ, центр Санкт-Пельтен; Нижне-Мангардтсбергский, админ, центр Корнейбург; Верхне-Мангардтсбергский, админ, центр Кремс.

Адриатическое прибрежье: 4 округа: Триест, с окрестностями; Горициа и Градиска; Истрия, главный город Паренцо; острова Кварнарекого залива.

Далмация: 4 округа: Зара или Цара (Задар); Сналато (Сплет); Рагуза (Дубровник); Каттаро (Котор).

Крайня (Крайн): 4 округа. Любляна (Лайбах); Верхняя Крайна; Средняя Крайна; Нижняя Крайна.

Галиция: 8 округов: Львов; Злочов; Тарнополь; Станиславов; Самбор; Пржемысль или Перемышль; Тарнов; Краков.

Буковина: 3 округа: Черновицы; Серет и Сучава; Васкуц и Вишиц.

Богемия: 14 округов: Прага; сельский округ Праги; Будвейс (Будейовице); Писек; Пильсен (Плзень); Эгер (Хеб); Заац (Жатец); Лейтмериц (Литомержице); Бунцлау (Болеслав); Ичин (Иисин); Кралев-Градец (Кенигрец); Хрудим; Часлав; Табор.

Моравия: 7 округов: Брюнн (Верно); уезд Брюннский; Ольмюц (Оломуц); Новый Ичин (Ней-Титшейн); Градиш (Градиште); Цнайм (Зноймо); Иглава (Иглау).

Силезия: 2 округа: Троппау(Опава); Тешен (Тетин).

2) Венгерская монархия, или Транслейтания.

Венгрия преддунайская: 13 комитатов: Пешт, с окрестною местностью; Бач; Ноград; Золиом (Золь); Гонт; Эстергом (Гран); Барс; Нийтра (Нейтра); Пресбург; Тренчен; Туроч; Арва; Липто.

Венгрия задунайская: 11 комитатов: Шопроньи (Эденбург); Мошоньи (Визельбург); Двер (Рааб); Комаром (Коморн); Веспрем; Белград Стольный (Штульвейсенбург); Ваш (Эйзенбург); Зала; Шомодьи; Тольна; Бараньа.

Венгрия предтиссанская: 11 комитатов: Сепеш (Ципс); Гемер; Гевеш; Боршод; Торна; Аба-Уй; Шарош; Земплен; Унгвар; Берег; Яс Надьикун-Сольнок.

Венгрия затиссанская: 14 комитатов: Мармарош; Угоча; Сатмар; Сабольч; Бигар; Гайду (область гайдуков); Бекеш; Арад; Чанад; Чонград; Торонталь; Темеш; Крассо-Сереньи; Силадьи.

Трансильвания: 15 комитатов: Гуниад (Гунеодаре); Себен (Германштадт); Фогараш; Брассо (Кронштадт); Гаромсек; Чик; Удваргельи; Киш-Кукулло (Кокельбург, Тирнава); Надьи-Кюкюлле; Альшо-Фегер; Торда-Араньош; Торда-Марош; Колошвар (Клаузенбург); Бестерче-Насод; Сольнок-Добока.

Кроация-Славония: 8 комитатов и 6 полков (1877 г.): Комитаты: Загреб (Заграб, Аграм); Река или Фиуме; Вараджин; Крижевац (Кереш, Крейц); Беловар; Вировитица (Верече); Пожега; Срем или Сирмия. — Полки: Градишка; Петриниа; Огулин; Митровиц; Винковце; Госпич.

В Австро-Венгрии церковь есть одно из главных учреждений государства, так как сановники её, по своему «полноправному голосу» (Virilstimme) в представительных собраниях, равно как по своим большим окладам, по своему богатству и в особенности по своим обширным территориальным владениям, делающим их как-бы вассальными князьями, пользуются немаловажною долею политической власти. Государь должен принадлежать к римско-католической религии, и еще не так давно другие вероисповедания были только терпимы; до 1867 года многие религиозные секты даже преследовались. Признанные государством религии и обрядности суть следующие: католическая в трех её обрядностях—латинской или римской, греческой или униатской, армянской; православная; лютеранская и реформатская; армяно-григорианская; социнианская или унитарианская; еврейская. В Австрии всякая религия, не признанная государством, может быть, тем не менее, свободно исповедуема, «лишь бы только её учение, её обряды, её название не имели в себе ничего противного закону и нравственности, и лишь бы содержание по меньшей мере одной исповедующей ее общины было обеспечено правильным образом». В Венгрии не признанные государством обрядности только терпимы.

Распределение населения Австро-Венгрии (без Боснии и Герцеговины) по вероисповеданиям 31 декабря 1890 г.:

ЦислейтанияТранслейтанияМонархия.
Римско-католиков18.784.0638.823.40527.607.168
Греко-униатов и армян-католиков2.797.0891.607.2834.467.372
Православных540.7152.633.4913.174.206
Лютеран312.3221.206.0381.518.360
Реформатов118.1672.221.8582.340.025
Униитарив11361.66561.778
Евреев1.135.518724.5881.860.106
Прочих и без вероисповедания19.9198.66928.588
Не вошедших в перепись (действ. войско)187.507113.776301.283
Итого23.895.41317.463.47341.358.886

Население Боснии и Герцеговины по вероисповеданиям в 1885 г.: магометан 492.710, православных 571.250, католиков 265.788, евреев 5.805, прочих 538.

Католическая церковь Австро-Венгрии насчитывает в своих недрах целую армию священнослужителей, около 36.000 лиц; вместе с монахами и монахинями, духовный персонал обнимает свыше 51.000 лиц, из которых более 31.000 приходятся на долю Цислейтании.

Римско-католическая иерархия.
Австрия.
АрхиепископииЕпископии.
ЗальцбурФельдирх (генеральный викарий, облеченный епископскою юрисдикцией), Бриксен, Триент, Клагенфурт (Неловец), Марбург (Мариборг), Грац.
ВенаСанкт-Пельтен, Линц.
ПрагаБудвейс (Будейовице), Лейтмериц (Литомержице), Кениггрец (Кралев-Градец)
Ольмюц (Оломуц)Брюн (Берно).
[Бреславль]Тешен (генеральный викарий).
[Варшава]Краков.
ЛьвовТарнов, Перемышль.
Горициа (Гурица или Горица, по-немецки Герц)Любляна (Лайбах), Триест, Паренцо (Пореч), Велья (Керк),
Цара (Задар)Себенико (Шибеник), Спалато (Сплет), Лезина (Гвар), Рагуза (Дубровник), Каттаро (Котор).
Венгрия.
Эстергом (Гран, Остригом)Рааб (Двер), Стомбательи (Штейнамангер), Веспрем (Вешприм), Печ (Фюнфкирхен), Белград Стольный (Штульвейсенбург), Вач (Вайцен), Нийтра (Нейтра), Баньска-Быстрица (Нейзоль).
Сент Мартон (Мартинсберг)(Архиаббатство, зависящее непосредственно от св. престола и имеющее в своем ведении епархию).
КалочаГросвардейн (Надьиварад), Чанад, резиденция епископа: Темешвар, Карлсбург (Альба-Юлия или Белград).
Эгер или ЭрлауСатмар-Немети (Сат-Маре), Кассо (Кашау), Роснио (Розенау, Рожнава), Сепеш-Варалья (Кирхдрауф).
Загреб (Аграм)Дьяково (Диаковар), Сенья (Цент).
Греко-униатская иерархия.
Австрия
I. Иерархия русинская
ЛьвовПеремышль, Станиславов.
II. Иерархия-армяно-католическая.
Львов.
Венгрия
I. Иерархия русинская и сербская.
Эстергом(Остригом, Гран)Мункач, Эперьеш, Крижевац (Крейц).
II. Иерархия румынская.
Альба-Юлия или Белград (Карлсбург), резиденция: Блас (Блазендорф, Балашвальва).Гросвардейн (Надьиварад), Герла (Самош-Уйвар), Лугос.

Примас Венгрии, принадлежащий к римско-католической церкви, имеет, в виде исключения, суффраганов или викариев греко-униатской обрядности.

Прежде православные восточных провинций империи имели только одного патриарха—Карловицкого; но так как румыны и сербы не ладили между собою, по причине племенного различия, то в 1864 году признано было нужным порвать соединявшие их дотоле религиозные узы. Германштадт был возведен на степень самостоятельной митрополии, тогда как Карловиц остался патриаршим престолом для всех сербов; при этом приступлено было к разделу общих церковных имуществ, и многие монастыри, основанные сербами, достались их соперникам, румынам, которые сделались более многочисленными по причине быстрого возрастания их семейств. В 1873 году произошёл новый разрыв—на этот раз по воле правительства,—именно разрыв между сербами Далмации и сербами хорватских провинций; транслейтанские православные остались под управлением патриарха карловицкого, тогда как престол задарский (зарский) и престол каттарский (которский), вновь учрежденный, были подчинены митрополиту черновицкому, который таким образом отделен от своих викариев тысячеверстным расстоянием.

Иерархия греко-восточной церкви.

АрхиепископииЕпископии.
Иерархия румынская, русинская и сербская.
Австрия
ЧерновицЗара (Задар), Каттаро (Котор).
Венгрия.
1. Иерархия сербская.
КарловицНовый Сад (Нейзац), Буда, резиденция: Сеит-Эндре, Темешвар, Вршац, Накрац, Горний Карловиц (Карлштадт), резиденция: Плашки.
II. Иерархия румынская.
ГерманштадтСибиу, Арад, Карансебеш, Надыг-Себен).

Управление протестантскими церквами принадлежит, по отношению к протестантам аугсбургского исповедания (лютеранам), главной консистории, имеющей пребывание в Вене, и десяти супер-интендентствам; по отношению к протестантам гельветического исповедания (реформатам)—генеральному синоду, который собирается тоже в Вене, и восьми супер-интендантствам. Унитарии имеют высшую консисторию в Трансильвании.

Армия—общая для обеих частей австро-венгерской монархии, исключая милиции, которая в Австрии называется ландвером, а в Венгрии гонведами. С 1868 г. введена всеобщая воинская повинность; все молодые люди, достигшие двадцати одного года, обязаны нести военную службу, которая продолжается 12 лет, именно, смотря по результатам жеребьевки: для зачисленных в действующую армию—3 года в линейных войсках, 7 лет в резерве и 2 года в ландвере; для зачисленных прямо в ландвер (или гонведы)—2 года на действительной службе, 10 (или 9) лет в запасе. Все способные носить оружие граждане, в возрасте от 19 до 42 лет, не принадлежащие ни к армии, ни к флоту, ни к запасу, ни к ландверу, должны служить в ландштурме, который призывается только в военное время. По закону, доступ ко всем военным чинам открыт солдатам без всякого различия рас и сословий, но на деле, за исключением разве специальных родов оружия, и преимущественно кавалерии, почти все офицерские места заняты дворянами и богатыми бюргерами. Численный состав австро-венгерской армии в 1895 г.: по штатам мирного времени: 23.445 офицеров, 330.807 нижних чинов; по штатам военного времени: 45.238 офицеров, 1.826.940 нижних чинов. Тактическая единица австро-венгерской армии—дивизия, составленная из войск всех родов оружия, и заключающая в совокупности 15.000 человек. Образцом ружья, употребляемого в армии, принято ружье системы Манлихера, «национальною» пушкою признана пушка генерала Ухациуса. Оффициальный язык австрийской армии—немецкий, но офицеры должны знать много языков, чтобы быть в состоянии объясняться со своими разноплеменными солдатами. Так, в 1878 г. из 100 высших и штабных офицеров говорили: по-итальянски—31; по-чешски—31; по-французски—24; по-мадьярски—20; по-польски—18; по-хорватски—12; по-румынски—8; по-сербски—7; по-словацки—6; по-русински—5; по-английски—3.

Флот, вполне снаряженный и управляемый отличными моряками истриотскими и далматинскими, состоит из полсотни паровых судов, в том числе десяток броненосцев, вооруженных пушками самого большого калибра. Самый большой из австрийских военных кораблей, «Тегетгоф», имеет вместимости 7.400 тонн.

Наличный состав флота в 1896 году: операционный (боевой) флот: 10 броненосцев (1 башенный, 7 казематтированных, 1 броненосный фрегат), 16 крейсеров, 65 миноносок, 6 обозных и 5 речных судов; для особенных целей: 20 стационеров и судов при посольствах (2 фрегата, 7 корветов, 6 канонерок, 5 колесных пароходов) и 6 судов для портовой и береговой службы; 8 учебных судов и 5 блокшипов. Экипаж: 624 офицера, около 7.500 матросов и 4.500 морских солдат.

Финансы Австро-Венгрии находятся в плохом состоянии, и часто правительству стоило большего труда добывать деньги, необходимые для правильного действия административной машины и поддержания своего достоинства между европейскими державами. Дефицит составляет обыкновенное явление в австрийском государственном бюджете; с 1781 года до новейшего времени, то-есть в столетний период, годовые доходы империи только два раза превышали расход, а сколько в продолжение этого времени было частных государственных банкротств, замаскированных более или менее остроумными финансовыми комбинациями! Общий бюджет монархии, правда, исполняется каждый год без видимого дефицита, но этот бюджет есть не что иное, как счет общих издержек, и каковы бы ни были израсходованные суммы, Цислейтания и Транслейтания должны уплачивать их, в пропорции 70 долей или процентов с Австрии и 30 процентов с Венгрии,—пропорция, которая приблизительно служит истинным мерилом относительных рессурсов обеих половин империи. Если расходы слишком тяжелы для Австрии и Венгрии, то правительства их по необходимости должны установлять новые налоги или увеличивать сумму своего долга. Общеимперский бюджет австро-венгерской монархии в 1896 г. составлял 156.291.463 гульдена. Частные бюджеты обеих половин империи:

Бюджет Цислейтании (1896 г.): доходы—666.006.190 гульден.; расходы—664.569.753 гульден.

Бюджет Транслейтании (1895 г.): доходы—468.550.257 гульден.; расходы—468.528.061 гульден.

Две трети годовых доходов Австро-Венгрии идут на покрытие военных расходов, как по содержанию армии и флота, так и для уплаты процентов и погашения по займам, заключенным во время прежних войн; остается только треть доходов на удовлетворение потребностей правительства, администрации, публичных сооружений, народного просвещения и для непредвиденных случаев. Вследствие этого, государство принуждено прибегать к обременительным налогам, ложащимся всею своею тяжестью на предметы потребления; оно даже побуждает народ помещать свои сбережения в «императорско-королевския» лотереи, или выигрышные займы; но эти средства оказываются недостаточными: приходится постоянно обращаться к доброхотным заимодавцам, постоянно вписывать новые суммы в государственную долговую книгу. Государственный долг Австро-Венгрии простирается до одиннадцати миллиардов франков. Понятно, что, при таких обстоятельствах, кредит государства не может быть особенно прочным, и билеты его с принудительным курсом никогда не были принимаемы как имеющие ценность денег; в среднем они стоят на одну пятую ниже pari. Государственный долг в 1895 году: общий долг монархии—2.757.672.783 гульд.; долги Цислейтании—1.274.074.670 гульд.; итого 4.042.977.277 гульд. Расходы по общей имперскому и австрийскому долгу (проценты, погашение и администрация): 195.040.343 гульд. Долг земель венгерской короны в начале 1894 г.: 2.302.342.500 гульд. (вместе с упадающей на Венгрию долей обще-имперского долга).