XV. Правительство и администрация

Во многих отношениях Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии представляет еще средневековую феодальную страну. Англичанин не имеет прав, присущих ему в качестве просто человека, ни даже в качестве англичанина, члена британской нации, но он может пользоваться особенными преимуществами, как житель господского имения, или обладать теми или другими привилегиями, как член известной корпорации или как гражданин муниципального местечка. Повсюду, в разделении почвы так же, как в атрибуциях местных должностных лиц, видны следы старого порядка вещей, резко отличающагося от того порядка, который английские колонисты, внезапно перенесенные в другую, отличную от родной среду, в Австралию и в Новую Зеландию, установили, чтобы удовлетворить своему новому идеалу. Три королевства, из которых состоит государство, имеют каждое особую администрацию, особые, иногда даже противоречивые, законы и уставы. Точно также административные деления Великобритании и Ирландии, известные под именем широв (shires) или «графств», резко отличаются между собой по размерам территории и по местным привилегиям. Каждое из шестидесяти двух графств собственно Англии и княжества Валлийского подразделяется, по крайней мере номинально, на «сотни», или hundreds; но в административном отношении эти старинные разграничения имеют теперь очень малое значение. В эпоху учреждения «сотни», этот округ заключал в своих пределах ровно сто семейств; но с течением времени торговля и промышленность сильно изменили распределение жителей, и между тем как в некоторых hundreds до сих пор осталась первоначальная цифра населения, другие, напротив, имеют ныне в несколько тысяч раз более значительное число жителей. В некоторых графствах подразделения, соответствующие «сотням», носят название wapentakes, sokes, liberties или wards и соединяются в более обширные группы, известные под именем lathes или rapes. Но границы административных делений перепутываются со множеством других демаркационных линий; смотря по местным удобствам или специальным интересам, пространства распределены различным образом. В виде примера, укажем на город Йорк, который в одно и то же время находится в трех округах графства Йоркшир: в округе North Riding—по выборам в парламент, в округе East Riding—no производству народной переписи, в округе West Riding—по управлению в собственном смысле.

Сотни (hundreds), организация которых всего более напоминала внутреннее устройство французских и бельгийских коммун, образовали собою старые города или местечки, boroughs. Все жители такого городка, обведенного рвом, огороженного частоколом или стеной, были люди вольные, связанные круговой порукой, равномерно участвовавшие в покрытии общих расходов и разделявшие одни и те же опасности. Некоторые из этих общин горожан с течением времени снизошли на степень простых деревень, другие совсем исчезли; но многие из них сделались большими городами. Значительные города, возникшие с развитием торгового и промышленного движения новых времен, тоже требовали для себя права быть причисленными к автономным городским общинам, и парламент пожаловал им эмансипационные хартии. При переписи 1881 года, в Англии и княжестве Валлийском насчитали 243 муниципальных бурга (municipal boroughs). Так называемые местные советы, local boards, избираемые, как и советы бургов гражданами, или burgesses, управляли сотнями других городов. В руках этих муниципальных советов сосредоточена почти вся местная администрация; они заведуют полицейской частью, публичными зданиями, управляют общественным имуществом и даже могут установлять специальные налоги. Графства, напротив, поставлены под власть коронных должностных лиц. Шерифы, назначаемые на один год, служат представителями государя; они наблюдают за исполнением судебных решений по гражданским и уголовным делам и председательствуют на парламентских выборах; стоящие под ними, в иерархическом порядке, лорды-наместники, lords-lieutenants, имеют преимущественно почетные функции: выбираемые обыкновенно между перами королевства, они командуют милицией. С 1888 года собственно Англия, с Валлисом, в отношении местного управления делится на 62 графства (administrative counties) и 64 городских графства (county boroughs).

Политическое представительство, естественно, должно было принадлежать группам достаточно сильным для того, чтобы требовать его, или потому, что они имели покровителя в лице какого-нибудь могущественного барона, или потому, что горожане сами были довольно богаты, чтобы голос их мог быть выслушиваем в вопросах о налогах. Сообразно преданиям средневековой эпохи, выборное начало в Соединенном Королевстве не есть право, но привилегия, и эта привилегия связана там не с личностью, а с местом пребывания. Правда, рядом последовательных видоизменений, старинный избирательный порядок стремится приблизиться несколько к современному понятию, но сохранившиеся аномалии его становятся от этого еще более вопиющими. На основании закона 1867 г. об избирательной реформе (reformbill), избирателями считаются все жители сельских округов, платящие арендной или наемной платы не менее 125 франков (5 фунт. стерл.) в год, и все жители парламентских местечек (parlamentary boroughs), имеющие собственный дом, или платящие за квартиру не менее 250 франк. Законы о преобразовании избирательного порядка, относящиеся к Шотландии и Ирландии, сходны в общих чертах с биллем реформы для Англии и разнятся лишь в подробностях. Университеты Соединенного Королевства также получили право выбора представителей в законодательное собрание. Таким образом бедные поселяне, то-есть все без исключения земледельцы, и огромное большинство городских рабочих лишены права участия в парламентских выборах. Более двух-третей взрослого мужского, способного к труду населения не имеют политических прав; в Ирландии, где бедность так велика, только один человек из шести пользуется избирательной привилегией. В действительности, депутаты графств являются представителями только земельной собственности, а выборные городов назначаются единственно богатым и средним классами. Общее число избирателей в 1881 г. было следующее:

Избирателей городов (boroughs)Избирателей графств Избирателей универс.Всех
Англия и кн. Валлийское1.591.451932.86013.4992.537.810
Шотландия201.52996.57012.119310.218
Ирландия57,497168.2173.747229.461
Соединенное Королевство1.850.4771.197.64729.3653.077.489

Лица женского пола, удовлетворяющие означенным в законе условиям имущественного ценза, пользуются правом подачи голоса на муниципальных выборах, но не участвует в парламентских выборах.

В распределении избирательных округов или коллегий также замечается самая вопиющая несправедливость. В силу старинных жалованных грамот, королевских милостей или капризов, известных под громким именем исторического права, но которые на самом деле идут в разрез с развитием самой истории,—многие большие города не имеют представителей в законодательном собрании страны, между тем как иные маленькия местечки пользуются привилегией назначать одного или двух специальных депутатов в парламент. Так, например, город Вест-Гам, со стотысячным населением, не имеет ни одного представителя в парламенте, тогда как местечко Мальборо, где не наберется и 700 избирателей, посылает от себя депутата в палату общин. Пропорционально существующему ныне числу выборных народных представителей, каждая группа в 50.000 жителей должна бы была иметь право на посылку делегата в законодательное собрание, но почти нет ни одного города в Соединенном Королевстве, где бы эта нормальная пропорция не была нарушена так или иначе. Например, Лондон, где скучено более шестой части населения Англии, должен бы был назначать около 90 представителей в парламент, а между тем он назначает их всего только 22; кроме того, политическое достоинство различных кварталов метрополии далеко не одинаково: столичные округа в 500.000 жителей не имеют столько веса на избирательных весах, как маленький Сити, заключающий в своей черте в пять раз меньшее население. Исчисляя вотирующую силу (voting power) каждого отдельного голоса на парламентских выборах, оказывается, что иной избиратель так называемого «гнилого местечка» располагает, в отношении назначения депутата в нижнюю палату, в 300 раз большей властью, чем избиратель иного лондонского округа, как например, Мерилебон или Финсбери. Число депутатов (членов нижней палаты), по избирательным округам, распределяется следующим образом:

Депутатов от местечек (boroughs)Депутатов от графствДепутатов от университетовВсего
Англия и Валлис2372535495
Шотландия3139272
Ирландия16852103
Соединенное Королевство3582839670

Происхождение палаты общин (house of commons) теряется во мраке средних веков; но почти все писатели того мнения, что третье сословие в первый раз было представлено в советах нации в 1264 году. Граф Симон де-Монфор, который вел борьбу с королем Генрихом III, но был слишком слаб, чтобы воевать с успехом без поддержки городов, вступил в союз с горожанами; делегаты их были приглашены присутствовать в парламенте рядом с представителями дворянства и духовенства, и с той эпохи общины навсегда сохранили за собой долю участия в управлении государством. В наши дни это представительное собрание в действительности пользуется правительственною властью, не прямо, но через посредство кабинета министров. В самом деле, министерство существует только до тех пор, пока члены палаты общин оказывают ему поддержку; эти же члены, не диктуя главе государства имен новых министров, тем не менее заставляют, вообще говоря, назначать людей, которым они отдают предпочтение. Коммонеры (commoners), или депутаты палаты общин, имеют право почина относительно всякого рода законов, исключая того случая, когда дело идет о государственном бюджете: одни только министры могут вносить законопроекты об установлении новых налогов, которые палата вотирует, отвергает или изменяет по своему усмотрению. Фактическая державная власть палаты депутатов ограничена также прерогативой распущения этого законодательного собрания, которою вооружен государь. Нормальная продолжительность парламентской сессии определена в семь лет; но со времени соединения трех королевств в одну «империю» не бывало примера, чтобы палата доживала до истечения законного срока своего полномочия. Выборный президент законодательного собрания носит название спикера (speaker), то-есть «оратора», хотя он должен только руководить прениями: титул этот произошел оттого, что в прежнее время председатель обязан был держать слово, представляя государю решения или ходатайства общин.

Палата лордов или господ (house of lords), в которой председательствует лорд-канцлер, состоит из членов (пэров), заседающих в ней по праву рождения или занимаемой должности. Высшие сановники церкви, прелаты, заседают в этом собрании по праву своей должности, а остальные члены (всех членов ныне, вместе с принцами, 560) нашли пэрство уже в колыбели, или получили его от государя, чтобы пользоваться им лично и передать его по наследству старшему члену своей фамилии. Верхняя палата занимает первое место по оффициальному рангу, и королевское послание или тронная речь всегда читается в зале её заседаний, перед лордами, восседающими на своих бархатных креслах, и перед коммонерами, стоящими в галлереях. Тем не менее, палата лордов играет лишь второстепенную роль в механизме государства, да иначе и быть не могло, ибо, как замечает один новейший писатель, «качества, отличающие человека в совещательном собрании, не наследственны и не могут быть переданы по духовному завещанию, вместе с обширными имениями». Без сомнения, каждый взятый в отдельности член высшей аристократии есть особа несравненно более важная, чем простой буржуа—член палаты общин: почтительность, составляющая отличительную черту народного характера англичан, заставляет их смотреть на богатого потомка старого дворянского рода, как на какое-то высшее существо, как на полубога. Но, соединенные в совещательное собрание, эти люди теряют свой престиж, при сравнении с членами палаты общин, вообще говоря, более деятельными, более интеллигентными и принимающими на себя инициативу во всех делах. Большая часть лордов обыкновенно не являются на заседания палаты: по закону, совещание её считается имеющим силу при наличности даже трех членов, и часто случается, что число присутствующих в верхней палате едва превышает эту наименьшую норму. Весь труд произнесения речей и обсуждения вопросов предоставляется нескольким особенно усердным членам, преимущественно из законоведов; но для огромного большинства лордов пэрство есть не более как почетное звание, прибавляемое к другим титулам. При том же у пэров долгое время было в обычае смотреть на нижнюю палату, как на простое отделение верхней или подведомственное учреждение, куда они определяли младших членов своих фамилий, родственников или своих протеже, чтобы возложить на них обязанность вотирования законов и таким образом избавить себя от необходимости заниматься этим делом. С течением времени эта нижняя палата сделалась настоящим правителем государства, и теперь уже слишком поздно отнимать у неё приобретенное ею могущество; лорды составляют ныне в сущности лишь ревизионную палату, облеченную властью отвергать представляемые на её рассмотрение законопроекты, вотированные палатой общин. Когда парламент, поддерживаемый общественным мнением, требует какой-либо реформы, палата лордов всегда в конце концов уступает, одобряя новую законодательную меру. Что касается финансовых законопроектов, то она может только принять или отвергнуть выработанный государственный бюджет в полном его объеме.

Кабинет, располагающий исполнительной властью, назначается непосредственно государем, хотя в действительности он есть не что иное, как комитет, определяемый законодательной властью палаты общин: leader, то-есть признанный предводитель торжествующей политической партии, становится премьером, то-есть первым министром, и выбирает в обеих палатах парламента своих сотоварищей, так называемых статс-секретарей, стоящих во главе различных отраслей государственного управления. Эти сановники, неравные по достоинству и получающие неодинаковое содержание, более многочисленны, чем члены кабинетов новейших конституционных государств, которые по большей части организовали свое правительство по образцу английской конституции; но численное превосходство английского министерства объясняется традициями древней королевской власти и громадностью колониальной Британской империи. Вот личный состав английского кабинета, с показанием жалованья, получаемого каждым из его членов:

Первый лорд казначейства—125.000 фр.; лорд-канцлер (High Chancellor)—250.000 франков; канцлер казначейства (Chancellor of the Exchequer)—125.000 фр.; лорд-президент совета—50.000 фр.; лорд хранитель тайной печати (Lod Privy Seal)—50.000 фр.; министр внутренних дел (Home Secretary)—125.000 фр.; министр иностранных дел (Foreign Secretary)—125.000 фр.; министр колоний (Colonial Secretary)—125.000 франков; военный министр( War Secretary) 125.000 фр.; министр по делам Индии (India Secretary)—125.000 фр.; первый лорд адмиралтейства—112.500 фр.; министр по делам Ирландии—110.625 фр.; главноуправляющий почтовою частью (Postmaster General)—62.500 фр.; министр торговли (Pres. of Board of Trade)—50.000 фр.; президент совета местного управления (Local Govemement Board)—50.000 фр.; канцлер герцогства Ланкастерскаго—50.000 фр.; вице-президент главного училищного совета—50.000 франков.

Кроме того, при государе состоит так называемый тайный совет (Privy Council), который не играет ныне никакой оффициальной роли в управлении государством, но который знатным происхождением, титулами, богатством своих членов (число их неограничено) возвышает блеск короны. Хотя Англия, как это давно уже было высказано, есть в действительности аристократическая республика, государь её, однако, считается соединяющим в своем лице исполнительную власть и часть законодательной власти: постановления парламента получают силу закона только по утверждении их его подписью. Его право повелителя не более как фикция. Он пользуется властью—и власть эта действительно очень велика,—только благодаря почтительности людей, руководящих двумя палатами, и чувству глубокого благоговения верноподданнической преданности, которым проникнута нация. Королевское достоинство в Великобритании наследственно и переходит к лицам женского пола по прекращении мужского потомства. С 1877 г. государыня Соединенного Королевства носит также титул императрицы Индии. Годовое содержание её двора и суммы, отпускаемые на содержание принцев и принцесс, превышают теперь в сложности 14 миллионов.

Правосудие отправляется в Соединенном Королевстве и во всех английских владениях именем королевы-императрицы. В каждом из графств органами судебной власти, так же, как и административной, служат мировые судьи (justices of the peace), назначаемые канцлером государства, по представлению лорда-наместника графства, и выбираемые из числа собственников, получающих по меньшей мере 2.500 франков (100 фунтов стерлингов) годового дохода. Служба их безвозмездна; они собираются четыре раза в год на мировые съезды (quarter sessions) в главных городах графства и округа; коронер (coroner), выборное должностное лицо, обязанность которого состоит в констатировании случаев неестественной смерти, доставляет мировым судьям первые элементы судебных следствий. Уголовные трибуналы имеют свои заседания, в качестве ассизных судов, в Лондоне и в главных местах судебных округов. Высшие судебные установления соединены, с 1874 года, в Лондоне под именем Supreme Court of Judicature, а в некоторых специальных случаях сама палата лордов образует из себя судебный комитет, который решает дела в последней инстанции. Суд присяжных (jury), первые начатки которого мы находим уже у норманских и датских завоевателей Англии, развился в этой стране под своеобразной формой, и оттуда это учреждение, более или менее видоизмененное законодателями, распространилось в большей части государств Европы и Америки. В английском суде для произнесения вердикта безусловно требуется единогласное решение присяжных заседателей. Перед английскими судами положение лиц, обвиняемых в уголовных преступлениях, обставлено всевозможными гарантиями беспристрастного закона и свободной защиты; до произнесения осуждающего приговора, органы судебной власти предполагают подсудимого невинным, и последний может даже прямо объявить, что не желает подвергаться каким бы то ни было допросам на судебном следствии: обвинение само обязано представить доказательства, утверждающие виновность подсудимого. Что касается обвиняемых в маловажных проступках, то они судятся сокращенным порядком и безапелляционно. В силу закона 1869 года, долговая тюрьма упразднена, но только для несостоятельных должников на сумму не менее 1.250 франк. (50 фунт. стерл.); личное задержание оставлено по-прежнему для тех несчастных, которым не удалось сделать долга, достигающего этой цифры. Законодатели не сочли нужным заниматься такими пустяками, как суммы меньшие 50 фунтов, а в результате вышло то, что число английских граждан, заключаемых в тюрьму за долги, все еще составляет несколько тысяч в год. Так, в 1874 году в долговой тюрьме содержалось:

За долги: свыше 50 франков—2.158 человек; от 6 до 50 франков—2.257 человек; от 1 франка 25 сант, до 6 франков—23 чел.; всего—4.438 чел.; в 1881 г. общее число заключенных за долги было 5.544 человека.

Лорд-канцлер носит в то же время титул «стража совести её величества», и со времен Генриха VIII государь оффициально именуется «защитником веры» (defensor fidei). Это значит, что англиканская религия составляет еще до некоторой степени оффициальный культ Англии; прежде всякий чиновник правительства должен был непременно принадлежать к господствующему вероисповеданию, и ни один брак не считался действительным, если он не был совершен по обрядам епископальной церкви. В Ирландии англиканская вера только с 1871 года совершенно перестала быть «установленной» религией; церковные имущества проданы, и ныне она занимает на этом острове ту же степень, как и римско-католическая вера, исповедуемая большинством жителей. Но в самой Англии значительная часть народного богатства все еще находится в руках англиканскаго духовенства. Высшие сановники церкви в Англии и княжестве Валлийском имеют каждый средним числом около 130.000 франков годового содержания и окружены деканами, архидиаконами и канониками, которые также получают значительные суммы, происходящие от ежегодных доходов с фундаций, постоянно возраставших со времени средних веков. Годовой доход с обыкновенного церковного прихода исчисляется в 7.500 фр. (300 фунт. стерл.), и, сверх того, пастор пользуется домом, почти всегда очень комфортабельным, и довольно обширным садом. Если приходский священник, кроме доходов, доставляемых его бенефицией, имеет еще какое-нибудь собственное состояние, как это и бывает в большинстве случаев, то он живет более, чем в довольстве,—он принадлежит к числу людей богатых. Доходы служителей установленной церкви в Англии и княжестве Валлийском в 1881 г. исчислялись следующим образом:

Прелаты—4.147.000 франк.; деканы, архидиаконы, каноники, пребендарии—4.418.275 фр.; приходские священники, в числе 14.003,—114.989.900 франков.

Места по духовному ведомству раздаются таким образом, чтобы укреплять могущество английской аристократии, и даже, можно сказать, что во многих отношениях церковь является лишь простым органом её власти. Достаточно просмотреть исторический обзор прений палаты лордов по различным мерам законодательства, чтобы убедиться, что епископы всегда защищали интересы сеньоров с большим усердием, чем сами лорды. Королева, принц Валлийский, канцлер государства, епископы, университеты, главные школы имеют право раздавать тысячи духовных бенефиций, и те бенефиции, которые не продаются косвенным образом, предоставляются сыновьям, племянникам и дальним родственникам знатных фамилий Англии.

Церковный патронат (право определять на духовные места) в 1881 г.:

ЧислоЦенность во франк.
Бенефиции, раздаваемые епископами3.58029.601.325
Бенефиции, раздаваемые университетами и школами7828.225.975
Бенефиции, раздаваемые королевой3683.064.650
Бенефиции, раздаваемые принцем Валлийским22190.900
Бенефиции, раздаваемые лордом-канцлером6895.614.600
Бенефиции, раздаваемые канцлером герцог. Ланкастер.41418.500
Бенефиции частные8.52167.873.95
Всех вместе, без епископий, каноникатов и пр.14.003114.989.900

Из числа прелатов англиканской церкви только два архиепископа и двадцать четыре епископа имеют право заседать в палате лордов, хотя из вежливости титул лорда дается безразлично всем прелатам. Шотландская епископальная церковь, гораздо более демократическая в своих учреждениях, чем церковь Англии, не имеет мест в палате лордов для своих епископов; точно также архиепископы и епископы Ирландии не пользуются правом присутствовать в заседаниях парламента. Вне Англии, епископ Гибралтарский, так же, как шесть миссионерских епископов, зависят по службе от лондонского епископа. Епископы колоний, подведомственные митрополитам, существуют ныне в числе 20 в Америке, 8 в Африке, 8 в Азии, 16 в Австралии; с европейскими прелатами они состоят лишь в братском общении, а епископы англиканской церкви Соединенных Штатов не имеют никаких сношений с духовными сановниками Соединенного Королевства.

Трудно узнать, насчитывает ли оффициальная церковь в Англии и в княжестве Валлийском больше или меньше последователей, чем различные церкви других наименований. В этом отношении статистики сильно расходятся друг с другом. Факт этот объясняется тем, что масса индифферентов, людей равнодушных к вере, причисляется одними статистиками к господствующей церкви, тогда как другими она, напротив, вычеркивается из списков. В Англии, как во всех европейских странах, те, которые мало заботятся о религиозных делах, но которые хотят сохранить некоторый вид верности культу, выдают себя по большей части за принадлежащих к религии государства или его главы; они, разумеется, далеки от мысли вступить в какую-нибудь секту, которая потребовала бы у них жертв и доказательств религиозной ревности, не доставляя им взамен никаких материальных выгод. Добровольный бюджет религиозных обществ в Англии в 1870 году представлял следующее процентное отношение: установленная церковь—42%; Другие протестантские церкви—58%.

Оффициальные документы, метрические книги с записями крещений и бракосочетаний доказывают, что в Англии епископальная церковь заключает в своем лоне, по крайней мере номинально, большинство народонаселения; в её же распоряжении находится две трети школ, получающих пособие от правительства; но если мы будем составлять статистику культов по степени усердия верующих в отношении посещения храмов Божиих, или по их готовности к жертвованиям, то не-англикане оказываются в значительном большинстве. В 1699 году религиозная перепись показала, что девятнадцать двадцатых населения исповедывали оффициальную обрядность. В 1851 году, эпоху, в которую постоянные посетители церквей представляли около трети населения, англикане были уже в меньшинстве, и с того времени разность еще более увеличилась. Число усердных верующих распределялось в Англии в 1851 году по культам следующим образом:

Англиканская церковь—2.971.258, или 47%; различные протестантские культы—3.135.575, или 48%; римско-католич. церковь—249.389, или 3%.

Численное большинство принадлежит диссидентам (то-есть отделившимся от господствующей церкви) в южной части княжества Валлийского; в земледельческих графствах собственно Англии, особенно в юго-восточных графствах, они составляют лишь весьма незначительное меньшинство; в Лондоне, Ливерпуле, Манчестере общее число их не превышает пятнадцатой или даже двадцатой доли населения, тогда как в Плимуте большинство жителей состоит из диссидентов [в 1867 году они составляли 54,08 процента]; в Шотландии они составляли две трети населения. По оффициальным сведениям, отщепенцы от установленной церкви подразделялись в конце 1877 года на 122 группы, не считая тех диссидентов, которые не довольно многочисленны или не довольно богаты, чтобы построить собственную церковь или капеллу: при том же, то и дело возникают новые секты, которые по большей части распадаются со смертью своего основателя. Главные секты—веслеяне и баптисты, и обе они подразделяются на множество второстепенных ветвей или толков; но между организованными церквами есть много таких, которые состоят из очень небольшого числа членов, таковы: «христиане второго пришествия», «христолюбцы», элиазиты, ингамиты, сандеманиане или гласситы, «союз славы Божией», «союз Аллилуиа», «союз пробуждения», психологисты, эклектики, гуманитарии. Квакеры (иначе общество друзей) составляют секту слабую числом, так как их не насчитывается даже 18.000 во всем Соединенном Королевстве; но они пользуются значительным влиянием, благодаря своему среднему образованию, своему богатству и духу солидарности. По исчислению Фредерика Мартина, всех церквей на Британских островах было, 31-го октября 1877 года, 19.486.

Католики и последователи Моисеева закона были уравнены в политических правах с другими английскими подданными только в нынешнем столетии: первые в 1832, последние в 1858 году. Евреи, по профессии банкиры, купцы, артисты, живут почти все в больших городах; около четырех-пятых общего числа представителей иудейского племени находятся на жительстве в Лондоне. В Соединенном Королевстве евреев в 1891 г. было около 95.000; из этого числа в Ирландии 1.779. Число католиков значительно возрасло в течение нынешнего столетия. Хотя отправление римско-католической религии было долгое время воспрещено в Великобритании, тем не менее там оставались, особенно между шотландскими кланами, целые населения, не переменившие веры в эпоху реформации, и старая религия сохранялась у большего числа дворян в центральной Англии, преимущественно в Ланкашире и Чешире. Число католиков в Англии в разные эпохи после реформации было следующее: в 1699 г,—27.696; в 1767 г,—67.916; в 1845 г,—284.300; в 1866 г.—982.060; в 1891 г.—1.400.000. Что касается Ирландии, то четыре пятых ея населения принадлежат к римско-католической церкви; по переписи 1891 года, жители этой страны распределялись по вероисповеданиям следующим образом:

Католиков—3.547.307; англикан—600.103; пресвитериан—444.974; методистов—55.500; других диссидентов—55.087; евреев—1.779.

Распространение католицизма в Великобритании должно быть приписано главным образом иммиграции ирландцев; как показывает карта вероисповеданий, именно в тех графствах, где переселенцы с зеленого Эрина живут массами, численное превосходство протестантов всего слабее. Католицизм делает также успехи в среде богатых классов Великобритании, вследствие «ритуалистскаго» или обрядового движения, которое все более и более приближает к римской церкви ревностных англикан, известных под именем приверженцев «высшей церкви» (high church). В настоящее время насчитывают около двух миллионов католиков в Великобритании: они строят церкви и монастыри, и страна разделена папой на епархии, подобные тем, какие существуют в других государствах Европы. Вот относящиеся сюда числовые данные:

В 1857 г.В 1877 г.
Число католических священников в Англии1.1152.088
Число католич. церквей в Англии8941.315
Число католич. монаст. женск. в Англии97239
Число католич. монаст. мужск. в Англии2173

Католических епархий в Англии: 1 архиепископство, 14 епископств; в Ирландии: 4 архиепископства, 23 епископства. По переписи 1891 г., католических священников и монахов: в Англии 2.511, в Шотландии 409, в Ирландии 4.368.

Англичане и в особенности шотландцы отличаются большой ревностью в религиозных делах. Единственное средство привести в возбужденное состояние деревенскую толпу—это оставить в стороне всякие политические вопросы и налечь на вопросы, касающиеся культа. Усердие британских островитян в этом отношении обнаруживается, между прочим, громадностью добровольного бюджета, посвящаемого ежегодно в Великобритании на постройку церквей и капелл, на содержание пасторов и проповедников, на печатание библий и книг духовного содержания, наконец на посылку миссионеров во все страны земного шара. Так, в 1873 году во всем Соединенном Королевстве доход главных религиозных обществ составлял 33.890.625 франков.

Библейское общество: доход—5.500.000 франк.; библий, напечатанных с 1812 по 1876 г.: 82.050.000 франк., на 220 языках. Лондонское миссионерское общество: доход—5.575.000 франк.; 385 миссионеров.

Вообще это необыкновенное рвение, обнаруживаемое британцами во все времена в деле религиозной пропаганды, представляет в высшей степени замечательное этнографическое явление. По свидетельству Юлия Цезаря, которое подтверждается исследованиями новейших ученых, это из Великобритании друидские миссионеры пришли в Галлию, чтобы обращать туземцев в свою веру. Впоследствии, когда христианство заменило древних богов, монахи, проповедники новой религии, которые проникали в леса Германии и собственными руками срубали священные дубы, также были выходцы с Британских островов. После реформации, почти все протестантские секты получили начало в Англии и в Шотландии, откуда и распространились по другим странам христианского мира, да и в наши дни англичане все еще, сравнительно с другими народами, содержат в своем отечестве наибольшее число странствующих проповедников и посылают к язычникам наибольшее число миссионеров, служащих в одно и то же время торговыми агентами и раздавателями библий.

Англия, которой путешественники, миссионеры, коммерсанты рассеяны по всему свету, есть держава колониальная по преимуществу; она имеет в три раза больше иностранных подданных, чем сколько их есть у всех других государств Европы, взятых вместе. Главнейшие колонии и владения Англии:

Пространство кв. клм.Население, жителей
В Европе
Гибралтар, Мальта, Гоццо328194.155
В Азии
Британская Индия4.853.091290.975.200
Цейлон64.2763.038.239
Кипр9.601209.291
Северный Борнео207.578495.053
Малайские протектораты86.000605.000
В Африке
Южная Африка2.468.4803.865.714
Западная Африка117.7281.526.456
Другие владения4.878939.016
В Америке
Канада8.767.7004.829.411
Ньюфаундленд110.670202.100
Лабрадор310.8004.211
Багамские острова13.96047.565
Ямайка и др. острова12.018646.635
Гондурас21.47531.471
Британская Гвиана229.600284.887
Барбадос430182.306
Тринидад4.839226.383
Фалкландские острова12.5321.789
В Австралии
Австралия 7,926,9413.773.404
Новая Зеландия, острова Чатама270.567704.353
Острова Фиджи и проч. 20.837121.180

Все колонии и владения Англии в 1893 г. занимали пространство 29.046.000 кв. килом., а население их исчислялось в 343.000.000 душ.

Колонии и владения других европейских держав в 1893 году:

ПространствоНаселение, душ
Владения голландские1.984.30030.789.000
Владения французские6.450.00042.000.000
Владения испанские429.8009.695.000
Владения португальские924.0005.371.200

Несмотря на громадность своих владений, Англия имеет, сравнительно с другими большими государствами Европы, наименее значительную постоянную армию. Конскрипции в Великобритании не существует, и правительство не может набирать в самом народе людей, которые могли бы служить ему орудием для противодействия народной воле: каждый год военные силы фактически были бы распускаемы, если бы парламент не вотировал их сохранение. В теории, государь Англии не имеет права содержать постоянную армию без согласия общин, которые доставляют необходимые фонды и ежегодно провозглашают остающимся в действии так называемый mutiny act, закон, по которому был установлен военный кодекс. Но это не более как конституционная фикция, прибавленная ко многим другим фикциям того же рода. Государь, глава армии, вверяет свою власть военному министру, который всегда назначается из лиц, не принадлежащих к армии, и главнокомандующему, который подчинен в своих действиях этому, ответственному перед парламентом, министру.

Английская армия пополняется посредством вербовки и почти исключительно молодыми людьми от восемнадцати до двадцатилетнего возраста: мужчин зрелых лет поступает в войско очень немного, потому что профессия солдата одна из тех, которые не представляют никакой перспективы для честолюбия: все офицеры выбирается между воспитанниками, выходящими из военных училищ Вульвичского и Сандгорстского и, которые почти все принадлежат к богатым или знатным семействам. Значительный процент солдат состоит из людей, вербуемых на короткий срок, то-есть на три года; затем они увольняются в бессрочный отпуск и в продолжение девяти лет получают небольшое месячное жалованье, с обязательством явиться, по первому требованию, в свои полки, в случае войны. Военная служба в Англии, если не тяжелее, чем на континенте Европы, то по крайней мере внушает гораздо больший страх, и со времен крымской войны среднее число дезертиров в этой стране никогда не бывало меньше пятой части общего количества рекрутов; иногда же оно составляло целую половину. Так в период с 1862 по 1874 г. число рекрут в английской армии было 130.171; число дезертиров 40.311; отношение числа дезертиров к числу рекрут 31%.

Часто органы судебной власти пользуются всеми рессурсами, какие только дает им толкование закона, чтобы оправдать дезертира, и тем избавить свое графство от расхода, которого потребовало бы пребывание его в тюрьме в продолжение нескольких месяцев.

Регулярная армия Соединенного Королевства делится на полки небольшого численного состава и по родам оружия распределяется следующим образом:

Пехота: 3 полка гвардейские, 109 полков армейских или линейных; численный состав полка 1.097 человек в военное время; численный состав полка от 600 до 900 человек в мирное время.

Кавалерия: 10 полков гвардейских, 21 полк линейный.

Артиллерия: 30 бригад.

Инженеров 40 рот; 4 роты понтонеров.

Но к этим силам правительство могло бы, в случае опасности, прибавить резервы и милицию, которые обязаны нести военную службу в силу закона. Кроме того, Англия, употребляя свою регулярную армию за пределами государства, могла бы рассчитывать на волонтеров для защиты отечества. Эта сила, созданная по собственному желанию и почину общественного мнения, более серьезна, чем говорят старые солдаты, поклонники рутины: хорошо обученная, хорошо управляемая, она могла бы иметь немаловажное влияние на военные события. Волонтеры уже способствовали в значительной мере своими требованиями улучшениям всякого рода, которые были введены в последнее время в вооружении и организации регулярных войск: они, можно сказать, представляют собою общественное мнение в армии. Число солдат, которое Англия могла бы иметь под знаменами, в случае национальной опасности, определяют в 700.000 человек.

889 Эддистонский маяк

Наличный состав сухопутных военных сил Англии в 1898 году:

Постоянная армия внутри страны—10.423 офицера; нижних чинов—226.363; резервы—1.100 офиц.; нижних чинов—80.080; милиция—3.715 офиц.; нижн. чин.—130.435; Yeomanry (конная милиция)—686 офиц.; нижн. чин.—11.038; волонтеры 9.458 офиц.; нижн. чин.—252.596; всего:—25.382 офиц. и 700.512 нижних чинов.

Ни один город внутри страны не имеет укреплений; каменные стены, которыми окружены некоторые средневековые города Великобритании, имеют цену только для археологов, да для любителей живописных развалин. До сих пор поднимался вопрос только об устройстве оборонительных укреплений на холмах Норт-Даунс, к югу от бассейна Темзы, расположенных уже в форме естественных земляных валов: Альдершотский лагерь помещается напротив одной из брешей этой горной цепи. На морских берегах существует много укреплений: все заливы, бухты и лиманы, обращенные к континенту, вооружены крепостями. Но истинная защита Великобритании до настоящего времени заключалась в её «деревянных стенах», то-есть военных кораблях. В этом отношении Англия сохранила свое превосходство над другими державами Европы и Нового Света. В принципе, морские военные силы существенно отличаются от сухопутных, так как флот представляет, в противоположность армии, учреждение постоянное, и парламенту нет надобности каждый год вотировать закон о сохранении морских сил. Моряки, численность которых (считая тут и морскую пехоту, mariners) простирается до 100.000 человек, набираются, как и солдаты сухопутной армии, посредством добровольной вербовки; однако, старый закон о принудительном наборе, дозволяющий вербовщикам насильно забирать молодых людей на службу во флоте, оффициально еще не был отменен. Английский флот, не считая флотилий, предназначенных специально для защиты Индии и Австралии, заключает в себе около 450 судов, линейных кораблей, фрегатов, корветов, крейсеров, миноносных, вестовых и транспортных судов; к этому нужно еще прибавить вновь строящиеся военные суда, которые приготовляются поддержать могущество британского флота, утилизируя все новейшие усовершенствования, чтобы увеличить его боевую силу, как наступательную, так и оборонительную. Боевой броненосный флот состоит из полсотни панцырных судов в состоянии полного вооружения, обшитых броней толщиной от 11 до 60 сантиметров.

Военный флот Великобритании в 1897 г.: Судов новой постройки (1886-97 г.г.) 283, в 1.844.500 индикаторных сил и с 1.678 пушками (калибра более 10 сантиметр.). Судов старой постройки: 213, в 338.000 сил, кроме миноносок, стационеров и пр.

Англия еще более могущественна своими финансами, чем своей сухопутной армией и многочисленным флотом; громадные рессурсы бюджета—вот что дает ей привилегированное положение среди европейских государств. Без сомнения, долг английской казны уступает по цифре только государственному долгу Франции; он превышает даже долг Соединенных Штатов на несколько миллиардов; но со времени войн начала текущего столетия он уже убавился более, чем на два миллиарда, и сравнительно с производительной силой нации, которая, впрочем, увеличилась с этой эпохи ровно в два раза по числу жителей, тягость государственного долга, разложенная на каждого плательщика, значительно уменьшилась, как видно из следующего сопоставления относящихся сюда цифр:

Долг Англии:

В 1817 году: 21.021.262.275 фр. 1.124 фр. на каждого жителя.

В 1884 году: 18.660.599.100 фр. 570 фр. на каждого жителя.

Общая сумма государственного долга в 1897 году: 640.773.679 фунт. стерл.

Ежегодный расход по государственному долгу (уплата процентов и погашение), простиравшийся некогда до 800 миллионов, убавился слишком на 100 миллионов, и излишки доходов, которыми казна часто располагала, были употребляемы на уменьшение налогов, лежащих тяжелым бременем на населении. В период с 1862 по 1877 год подати и налоги, уменьшенные или вовсе отмененные, превышали на 667 миллионов новые обложения; подоходный налог (income-tax), который в 1855 году достигал 16 пенсов с фунта стерлингов, то-есть 4 процентов, был понижен до 3 пенсов, и доходы меньшие 3.750 франк. (150 фунт. стерл.) совершенно освобождены от налога, но суданская экспедиция вызвала повышение этого добавочного налога (в 1894-95 г. подоходный налог дал 15.600.000 фунт. стерл.). Английское правительство благоразумно воздерживалось, уже более полстолетия, от заключения новых займов,—средства, которым так часто и в такой широкой мере пользовались другие государства. Между тем, как французские ренты находятся в руках четырех миллионов лиц, британские консоли (British Consols, т. е. билеты отвержденного государственного долга) распределены всего только между 250.000 владельцами.

Однако, чтобы сравнить тяжесть налогов у различных народов, нужно принять в рассчет все расходы местные и провинциальные, так же, как и государственные. В настоящее время бюджет местных расходов в трех королевствах превышает полтора миллиарда; следовательно, сумма налогов в Великобритании и Ирландии простирается до четырех миллиардов франк.

Государственный бюджет в финансовом 1896-97 г.: 100.480.000 фунт. стерл.

Все прямые и косвенные налоги в 1892-93 г. составляли 70 шиллин. на каждого жителя.

Англичанин, средним числом, платит почти столько же, как и француз, на содержание правительства и администрации. Кроме того, английский бюджет солидарен с бюджетом ост-индским, который обыкновенно дает дефицит: обедневшие населения Индостана не в состоянии более собственными средствами покрывать расходы по управлению их страной, и потому Англия вынуждена в той или иной форме, посредством субсидий или поддержкой своего кредита, оказывать помощь своей Индийской империи. Оттого Соединенное Королевство, как и все другие государства Европы, должно распоряжаться своими финансами с величайшей бережливостью и осторожностью, в предвидении опасностей, могущих представиться ему в будущем, и его рессурсы нельзя назвать «неисчерпаемыми».

893 Стаффа

Было бы слишком смело делать какия-нибудь предсказания насчет будущей судьбы Англии, как политической державы. Одно только несомненно—это то, что из всех наций земного шара ни одна не имеет и никогда не имела столь сложных, запутанных интересов, ни одна не находилась и не находится, по своим отдаленным колониям, в непосредственной связи с таким множеством племен и народов. Ни одно политическое событие, ни одно колебание в области торговли и промышленности не совершится где бы то ни было на обоих полушариях без того, чтобы Англия тотчас же не почувствовала его влияния, без того, чтобы действие его не отразилось на её интересах. Ни один из существующих государственных организмов не отличается большею чувствительностью к внешним впечатлениям: от берегов Новой Гвинеи до Фалклендских островов, от Ванкувера до Гонг-Конга, все движения политической и экономической жизни народов немедленно отражаются в Лондоне, в Ливерпуле, в Гласгове, и равновесие Великобритании в большей или меньшей мере оттого изменяется. Судьба английского народа связана с судьбой всех наций, с которыми он состоит в постоянных торговых сношениях.

Между английскими владениями есть такия, как, например, Канада, различные колонии Австралии, Новая Зеландия, которые приобрели уже существование действительно независимое и которые развиваются на свободе, увеличивая в одно и то же время как собственное могущество, так и нравственный авторитет своей метрополии. Эти владения составляют для Англии силу и ни в каком случае не могут быть для нея причиной опасностей. Но нельзя того же сказать об Индии. Там англичане не у себя дома: в числе нескольких тысяч, они водворились в качестве повелителей над двумя стами миллионов, даже почти над тремя стами миллионами людей, если считать государства косвенно покоренные; мало того: посредством своих крепостей и многочисленных рынков они являются господами почти на всех южных окраинах Азиатского континента, и политика их тесно связана с политикой арабов и персиян, бирманов, малайцев и китайцев. В своем исполинском эллипсе, обнимающем большую часть Старого Света, британское владычество имеет два фокуса—королевство Англию и империю Индию; но в этой последней империи английское господство пе имеет естественной точки опоры, и нормальное развитие народов Индостана побуждает их стремиться к освобождению своей страны от чужеземной опеки. В настоящее время для англичан дело идет о том, чтобы сохранить прочно в своей власти все дороги, соединяющие сушей или морем два главные центра Британской империи. Ни одна нация не оспаривает у них морских путей, идущих вокруг африканского континента; посредством Суэзского канала, которого они недавно сделались главными владельцами, посредством крепостей Гибралтара, Мальты, Адена они владеют также прямым путем, проходящим чрез Средиземное и Красное моря. Овладев островом Кипром, присвоив себе протекторат над Малой Азией, Англия заранее обеспечивает за собой надзор над торговыми трактами, которые со временем откроются из Константинополя к Персидскому заливу через долину Евфрата. Но далее на севере существуют еще другие пути, от Черного и Каспийского морей к горным проходам Гинду-Куш, и с этой стороны её линии сообщения подвергаются опасности и могут быть прерваны. По торговым сношениям, моря принадлежат всем; но, как военная держава, Россия старается открыть себе выход к югу: ей нужны ворота на южные моря, на Архипелаг и Оманское море. Англия пытается загородить дорогу России в этом направлении. Будет ли она достаточно сильна и в особенности достаточно единодушна, будут ли ей благоприятствовать события для того, чтобы она могла еще долгое время сохранять за собой проходы громадной естественной стены, которая тянется от Балканских до Гималайских гор? От этого зависит её будущность, не как нации,—потому что и по утрате своих внешних владений она может посылать своих колонистов в чужия страны и продавать свои товары за границу,—но как державы, преобладающей на Средиземном море и на континенте Азии. Великобритания похваляется тем, что она видела, в продолжение многих поколений людей, как революции останавливались у пролива, отделяющего ее от европейского континента. В последние пятьдесят-шестьдесят лет все нации Европы и Америки испытали насильственные потрясения, тогда как Англия чувствовала лишь отдаленные волны этих политических бурь. Но теперь и для неё начинается критический период: и она, может быть, в свою очередь, очутится среди шторма и волнения. Как бы то ни было, подготовляются значительные движения, и Англия, по всей вероятности, более чем всякая другая нация, будет играть роль в этой новой драме всемирной истории.

Следующая таблица показывает относительную важность графств Соединенного Королевства по величине пространства и числу жителей:

Деление по округам народной переписиГрафстваПространство в квадратных километрахНаселение в 1891 году
Англия
Юго-восточная (South-Eastern)
Пространство: 16.451,14 кв. килом.Соррей1.937,521.731.343
Кент4.206,221.142.324
Суссекс3.791,39550.446
Саутгамптон (Гантс, Гемпшир)4.330,84690.097
Беркшир1.825,93238.709
Южно-центральная (South-Midland)
Пространство: 12.954,70 кв. килом.Мидльсекс728,953.251.671
Гертфорд1.582,84220.162
Буккингам1.889,54185.284
Оксфорд1.912,96185.669
Нортгампшир2.550,87302.183
Гонтингдон928,8957.761
Бедфорд1.196,14160.704
Кембридж2.125,27188.961
Восточная (Eastern)
Пространство: 13.065,53 кв. килом.Эссекс4.291,93785.446
Суффольк3.834,98371.235
Норфольк5.480,48451.516
Юго-западная (South-Western)
Пространство: 20.210,40 кв. килом.Вильтшир3.500,78264.997
Дорсетшир2.557,60194.517
Девоншир6.706,12631.808
Корнуэль3.535,20322.571
Сомерсетшир4.237,80484.337
Глостершир3.258,00599.947
Западно-центральная (West Midland)
Пространство: 17.443,62 кв. килом.Герифордшир2.164,28115.349
Шропшир3.342,80236.339
Стаффордшир2.947,901.083.408
Верстершир1.910,73413.760
Варвикшир2.282,14805.072
Монмаутшир1.490,80252.416
Северо-центральная (North Midland)
Пространство: 14.339,10 кв. килом.Лестершир2.080,67373,584
Рутленд387,7020.659
Линколиншир7.184,76472.878
Ноттингамшир2.128,87445.823
Дербишир2.665,98528.033
Северо-западная (North Western)
Пространство: 8.094,36 кв. килом.Честер2.861,34730.058
Ланкастер4.933,833.926.760
ЙоркЙоркшир14.789,293.208.828
Северная (Northern)
Пространство: 14.132,39 кв. килом.Дургам2.518,991.016.559
Нортумберленд5.055,55506.030
Кумберленд4.051.86266.549
Вестморленд1.964,4166.098
Валлис
Княжество Валлийское
Пространство: 19.159,09 кв. килом.Флинт748,2577.277
Денбиг1.562,25117.872
Энглези782,8550.098
Карнарвон1.498,38118.204
Мерионет1.559,1749.212
Монтгомери1.955,8658.003
Раднон1.101,2321.791
Кардиган1.794,2662.630
Пемброк3.625,5389.133
Кермартен2.453,62130.566
Брекнон или Брекон1.862,1457.031
Гленморан2.215,55687.218
Шотландия
Южная
Пространство: 8.057 кв. килом.Витгаун1,25636.062
Керккудбрайт2.32639.985
Домфриз2.75374.221
Роксбург1.72253.741
Юго-восточная
Пространство: 4.725 кв. килом.Селькерк66627.353
Бервик1.19132.406
Пибльс91614.761
Гаддингтон70237.485
Эдинбург938434.159
Линлитгау31152.808
Юго-западная
Пространство: 5.841 кв. килом.Эйр2.922226.283
Ланарк2.2841.046.040
Ренфру635290.798
Западно-центральная
Пространство: 10.774 кв. килом.Бьют56218.404
Думбартон62494.495
Стерлинг1.158125.608
Арджиль8.43075.003
Восточно-центральная
Пространство: 10.386 кв. килом.Клекманнан12228.432
Кинросс1896.280
Файф1.274187.346
Перт6.535126.184
Форфар2.266277.788
Северо-восточная
Пространство: 9.731 кв. килом.Кинкардин99235.647
Абердин5.102281.332
Банф1.77564.190
Перн55710.019
Эльджин1.37543.453
Северо-западная
Пространство: 21.253 кв. килом.Инвернесс11.02089.317
Росс и Кромарти10.23377.810
Северная
Пространство: 6.729 кв. килом.Сотерленд4.88521.896
Кэтнес1.84437.177
Острова
Пространство: 2.626 кв. килом.Оркадские1.03630.453
Шетландские1.59028.711
Ирландия
Лейнстер
Пространство: 19.565,28 кв. килом.Карлоу895,4940.936
Дублин915,81419.216
Кильдер1.693,1880.206
Килькенни2.052,6987.261
Кингс-Каунти1.995,0965.563
Лонгфорд1.040,0152.647
Лоут и Дродега814,9971.038
Мит2.340,0176.987
Квинс-Каунти1.719,2864.883
Вестмид1.755,3565.109
Вексфорд2.319,58111.778
Уилко2.022,9062.136
Мюнстер
Пространство: 24.016,40 кв. килом.Клер3.108,96124.483
Корк7.441,59438.432
Керри4.891,58179.136
Лимерик2.689,89158.912
Типперари и Кашель2.244,85173.188
Ватерфорд1.846,5398.251
Ульстер
Пространство: 21.527,67 кв. килом.Антрим2.883,54428.128
Армаг1.263,91143.289
Каван1.886,84111.917
Донегаль4.185,47185.635
Даун2.467.76267.059
Ферманаг1.690.6574.170
Лондондерри2.077,52152.009
Монаган1.289,7986.206
Тайрон3.152,19171.401
Коннот
Пространство: 17.130,45 кв. килом.Галвей6.066,83214.712
Лейтрим1.522,4378.618
Майо5.346,83219.034
Роскоммон2.368,97114.397
Слиго1.825,3998.013
Острова королевства (имеющие отдельное управление)
Мен728,4155.598
Острова Ламанша188,9192.272
Все Соединенное Королевство (вместе с солдатами и матросами, находящимися за границей)313.675,0337.879.285