V.
Бельгия, конституционная парламентарная монархия, главными чертами своего политического и административного устройства походит на другие континентальные государства Европы, имеющие такую же форму правления. Граждане в этом королевстве сгруппированы в общины, рассматриваемые как «политические и гражданские лица», а эти общины, в свою очередь, соединены в провинции или области, имеющие также своих избирателей, свои собственные органы власти. Наконец, государство, состоящее из провинций, есть единое политическое тело, управляемое законодательною властью, сосредоточенною в руках выборных нации, исполнительною властью, представляемою особою короля, и судебною властью.
Нынешния главные административные деления страны, в числе девяти, приблизительно соответствуют прежним феодальным округам, несколько измененным в их очертаниях первою французскою революцией; но бывшие департаменты получили имя провинций, и географическое название их тоже было изменено, как видно из следующей таблицы:
Административное деление Бельгии, старое и новое:
Департаменты: Лейсы, Шельды, Двух Нет, Дейле, Нижнего Мааса, Урты, Жеманн, Самбры и Мааса, Лесной.
Провинции: Западная Фландрия, Восточная Фландрия, Антверпен, Брабант, Лимбург, Люттих (Льеж), Геннегау, Намюр, Люксембург.
Что касается общин, то число их меняется в разные годы по усмотрению законодательной власти. По переписи 31-го декабря 1881 г. насчитывалось 2.584 общины, имевших в среднем население в 2137 душ. Но 453 общины имели, каждая, менее 500 жителей, 765 общин—менее 1.000 и свыше 500 жителей; указывают даже одну общину,—именно общину Цетеней, недалеко от Фюрнеса, в Западной Фландрии,—где всего только 25 индивидуумов образуют отдельную политическую группу. Хотя бельгийские общины, вообще говоря, вдвое больше, чем французские, так как среднее население их в два раза превышает среднее население последних, но, тем не менее, раздробленность общин в Бельгии так велика, что самостоятельная жизнь для большей части этих политических групп оказывается на деле почти невозможною: несмотря на все гарантии независимости самоуправления, которые за ними обеспечивает конституция, мелкие общины необходимо зависят от центральной власти.
Представителем специальных интересов каждой общины служит общинный совет, члены которого выбираются через каждые три года в половинном составе; число их колеблется, смотря по цифре населения коммуны, между 7 и 31. Они решают, в общем заседании, все дела, специально касающиеся общины, но по делам, предлагаемым на их обсуждение высшею властию, могут только высказать свое мнение. Вообще говоря, круг их действия обширнее, чем круг ведения французских муниципальных советов. Между тем как во Франции решения общинного собрания, сами собой вступающие в законную силу, то-есть не требующие предварительного утверждения со стороны административной власти, являются очень редким исключением, в Бельгии они, напротив, составляют общее правило. Но бельгийский бургомистр не почитается представителем общины перед государством; он получает свое полномочие непосредственно от исполнительной власти, так же, как и его помощники или эшевены, число которых бывает различно, от двух до пяти, смотря по важности общины, и которые, вместе с ним, образуют общинную управу. Король назначает бургомистра и эшевенов на шестилетний срок из среды общинного совета; но он может также выбрать своего представителя вне совета, между простыми избирателями, и в этом случае бургомистр приобретает право председательствовать в совете, в состав которого он не входит, и подает голос наравне с другими членами.
Провинции имеют подобное же устройство, только немного более сложное. Провинциальные советы, состоящие из депутатов или гласных, выбираемых также самими гражданами, занимаются исключительно обсуждением и решением дел, касающихся данной провинции, и закон окружил эти учреждения целым рядом ограничений, направленным к тому, чтобы отнять у них всякую возможность организоваться в собрание политического характера. Так, он объявляет полномочие провинциального советника несовместимым с полномочием сенатора или депутата палаты представителей, так что лицо, выбранное в члены провинциального совета, не может быть в то же время членом законодательного собрания: далее, он воспрещает провинциальным советам делать какие-либо воззвания к жителям без разрешения губернатора; предоставляет последнему власть закрывать во всякое время, по своему усмотрению, чрезвычайные собрания совета и ограничивает продолжительность обыкновенных или очередных собраний четырехнедельным сроком. Однако представительство провинциальных интересов никогда не прерывается, так как члены совета назначают из своей среды постоянную коммисию, состоящую из шести членов, выбираемых на четыре года и обновляемую на половину через каждые два года. Коммисия эта, в которой председательствует губернатор провинции, заменяет совет в промежутках между его собраниями.
Две палаты законодательного собрания: сенат и палата представителей, в принципе, так же, как муниципальные и провинциальные советы, являются органами, исходящими от народной власти; но число граждан, участвующих в избрании их членов, более ограничено. Впрочем, нужно заметить, что в Бельгии подача голоса на выборах не есть право, даже в отношении коммунального или общинного представительства; это привилегия денег. По закону 1871 года, правом участия в выборах пользуются только лица, платящие налогов не меньше 10 франков; но в тех общинах, где нет 25 избирателей, платящих требуемую избирательным цензом сумму налога, список избирателей пополняется внесением в него жителей, платящих наибольшую после установленной нормы сумму податей. Кроме того, вдовы, платящие 10 франков налога, могут передавать принадлежащие им избирательные права сыну или зятю, если, однако, последние удовлетворяют другим требуемым для избирателя условиям. Для провинциальных выборов, т. е. для выборов членов провинциальных советов, ценз удвоен; нужно платить налога не менее 20 франков, вследствие чего численный состав избирателей уменьшается почти на половину. Что касается выборов в законодательное собрание, то по закону 1893 г. правом голоса на них пользуются все бельгийцы, достигшие 25 лет от роду и прожившие в той же общине не менее года. Кроме того, один добавочный голос присвоен: 1) гражданам, достигшим 35 лет, женатым или вдовым, имеющим законное потомство и платящим не менее 5 фр. прямых налогов; 2) гражданам, достигшим 25 лет и владеющим недвижимым имуществом ценностью не менее 2.000 фр., или получающим ренту не менее 100 фр. Два добавочных голоса присвоено гражданам, достигшим 25 лет от роду и имеющим диплом высшего учебного заведения, или исполняющим или исполнявшим общественную должность, занимающим или занимавшим место, для занятия которого требуется высшее образование.
На основании закона 1878 г., страна разделена на 40 избирательных округов. Члены палаты представителей (по одному на каждые 40.000 жителей) назначаются на четыре года, но половина из них подлежит вторичному избранию через каждые два года, тогда как личный состав членов сената, выбираемых на восьмилетний срок, должен быть обновляем на половину после каждых четырех сессий. Депутаты палаты представителей получают жалованье в размере 4.000 фр. в год. Их специальная прерогатива состоит в том, что они первые вотируют всякий закон, относящийся или к финансам государства, или к призыву на службу контингента армии; далее, им принадлежит право назначать членов счетной палаты и привлекать министров к ответственности за их действия. Закон воспрещает совмещение в одном лице звания члена законодательного собрания с какою бы то ни было должностью, оплачиваемою государством; лицо, бывшее членом палаты представителей или сената, может занять какую-либо общественную должность, с которою соединено получение жалованья, не ранее, как по прошествии года со дня прекращения депутатского или сенаторского полномочия. Депутат или сенатор, награжденный «гражданским» орденом Леопольда, подвергается вторичному избранию. В системе равновесия государственных властей сенат представляет собою охранительный элемент. Он состоит из половинного против нижней палаты числа членов. Из этих членов 27 избираются провинциальными советами, независимо от какого бы то ни было ценза; остальные выбираются непосредственно между гражданами, имеющими не менее сорока лет от роду и платящими не менее 1.200 франков прямых налогов, или владеющих недвижимостью, дающею не менее 12.000 фр. кадастрового дохода; сенаторы не получают ни жалованья, ни вознаграждения. Наследник престола—сенатор по праву.
Король, который есть вместе с тем государь нового африканского государства, Конго, является представителем страны в отношении обнародования законов и издания декретов. Его право veto безусловно; его особа неприкосновенна. Он начальствует, в качестве главнокомандующего, над всеми военными силами нации, назначает министров и распускает палаты, призывая избирателей к выборам новых делегатов. Годовое содержание ему (liste civile) определено в 3.500.000 франков; кроме того, он пользуется многими национальными дворцами, содержимыми на счет liste civile. Министров, из которых ни один не носит титула президента совета министров, хотя силой вещей всякое министерство, взятое в совокупности, имеет своего главу,—семь, именно: министр юстиции, министр внутренних дел, министр иностранных дел, военный, министр финансов, министр общественных работ и министр народного просвещения. Король может, по своему усмотрению, увеличивать число отдельных министерств; палаты не в праве вмешиваться в это дело, кроме того только, что они вотируют штаты вновь учрежденного министерства. Законопроекты, вносимые правительством на обсуждение законодательнаго собрания, разрабатываются в подлежащих министерствах или специальными коммисиями. Тайный королевский совет, который государь созывает в некоторых случаях, состоит из «государственных министров» (ministres d’Etat).
Судебная часть организована почти так же, как во Франции. Судьи в Бельгии тоже несменяемы. Представители магистратуры низшей степени назначаются правительством, тогда как советники апелляционных судов и кассационного суда, назначаемые также королем, должны быть выбираемы из списка кандидатов, представленного самими этими судами высших инстанций и провинциальными советами или сенатом. Все дела о преступлениях уголовных, политических и государственных и о проступках против законов о печати решаются с участием присяжных, которые произносят вердикт о факте преступного деяния и о виновности подсудимого. В судебном отношении Бельгия разделена на три округа (districts) апелляционных судов или судебных палат, обнимающие вместе 26 округов (arrondissements) первой инстанции и 204 кантона (округи мировой юстиции), отличные от административных округов и кантонов и притом очень неравные по пространству и числу жителей. Следующая таблица показывает распределение судебных округов по провинциям:
Апелляционные суды | Провинции, входящие в круг их ведомства. | Округи | Кантоны | Общины |
Брюссель | Антверпен | 9 | 72 | 929 |
Брабант | ||||
Геннегау | ||||
Гент | Фландрия западная | 7 | 62 | 547 |
Фландрия восточная | ||||
Льеж | Льеж | 10 | 71 | 1.108 |
Лимбург | ||||
Намюр | ||||
Люксембург | ||||
Итого | 26 | 205 | 2.584 |
В Бельгии обучение детей необязательно; требуется только, чтобы каждая община имела начальную школу, чтобы для школы отводилось приличное помещение, и чтобы все бедные дети были освобождаемы от платы за учение, когда о том просят их родители. Наставник начальной школы назначается коммунальным советом, который, вместе с тем, пользуется правом отрешения его от должности и определяет ему годовой оклад жалованья; с 1876 года наименьшая норма этого оклада определена в 1.000 франков, но он меняется, смотря по важности общин. Программа уроков всегда носила на себе следы того значительного влияния, которое приобрело духовенство в стране со времени революции 1830 года; преподавание религии и нравственности, признанное важнейшим элементом школьного обучения, ведется под руководством духовных лиц; лица эти могут, кроме того, инспектировать школы на тех же правах, как и провинциальные или кантональные инспекторы, назначаемые королем. Кроме катехизиса, которым начинается и оканчивается каждый классный день, программа элементарного образования обнимает чтение, письмо, так называемые начальные основания французского, фламандского или немецкого языка, смотря по речи, употребляемой жителями данной общины, наконец, четыре действия арифметики и установленную законом систему мер и весов. Для приготовления наставников и преподавателей начальных и средних учебных заведений существуют нормальные школы или учительские институты и семинарии, основанные частию духовенством, частию правительством. В противоположность двум государственным университетам и вольному брюссельскому университету, духовенство заправляет исключительно Лувенским университетом; оно содержит также коллегии (colleges patronnes), многие из тех специальных технических и артистических учебных заведений, которыми так изобилует эта страна, и воспитывает учителей и учительниц в своих собственных нормальных школах. Кроме того, оно принимает участие в выдаче профессорских дипломов, так как экзаменационные коммисии (jurys «combines»), заседающие в университетских городах, состоят из членов. назначаемых в равном числе государством и вольными университетами. Враждебные партии, представленные в этих смешанных коммисиях, стараются всячески облегчить испытание воспитанникам своих друзей, следствием чего является понижение уровня научного образования; экзаменаторы делаются все менее и менее строгими, чтобы открыть своим протеже широкую дорогу к высшим карьерам, и потому кандидаты все более и более страдают недостатком основательной научной подготовки.
Из сейчас сказанного нами видно, как прочно и могущественно положение церкви в Бельгии. По духу и букве конституции, выработанной национальным собранием, между членами которого было тринадцать аббатов, церковь совершенно независима от государства, и даже, до некоторой степени, государство есть её данник. Ватикан назначает по своему усмотрению архиепископа и епископов, а епархиальные архиереи, в свою очередь, определяют настоятелей церквей, помимо всякого участия государства, которому остается одна забота—платить жалованье независящим от него служителям церкви. Епархий в Бельгии шесть: архиепископство Мехельнское, епископство Брюггенское, Гентское, Люттихское, Намюрское, Дорникское, которые все вместе заключают 184 благочиния или деканства, 230 настоятельств или главных приходов и 5.635 церковных подразделений. В настоящее время в Бельгии насчитывается около 6.000 священнослужителей; сверх того, многие сотни молодых людей приготовляются к духовному сану в богословском факультете Лувенского университета, в епархиальных семинариях Мехельна, Брюгге, Гента, Люттиха, Намюра, Дорника и во многих других менее важных духовных семинариях. Монастыри мужские и женские существуют во всех частях королевства, преимущественно в обеих Фландриях, и население этих религиозных общин не перестает увеличиваться, как видно из следующих статистических данных.
Мужские общины: в 1846 г.—137 монастырей и 2.051 монах; в 1880 г.—213 монастырей и 4.120 монахов. Женские общины: в 1846 г.—642 монастыря и 9.917 монахинь; в 1880 г.—1.346 монастырей и 21.242 монахини.
Отношение числа монашествующих к числу мирян: в 1846 г.—27,6 на 10.000; в 1856 г.—32,3 на 10.000; в 1880 г.—44,7 на 10.000.
В настоящее время общее число лиц духовного звания, священников и монахов, мужчин и женщин, никак не менее 30.000. Протестанты и евреи немногочисленны в Бельгии: первых насчитывают около 15.000; последних около 3.000; но люди, совершенно отпавшие от церкви и отвергающие церковные обряды при крещении, браке и погребении, насчитываются тысячами во всех больших городах королевства.
В силу дипломатических конвенций, и особенно в силу постановлений лондонской конференции 1831 года, Бельгия, слишком маленькая для того, чтобы быть в состоянии бороться с тем или другим из своих могущественных соседей, пользуется выгодами «вечного нейтралитета»; несмотря на то, она тоже имеет постоянную армию, и даже армию, относительно говоря, значительную. По штатам военного времени, национальные боевые силы состоят из 140.000 действующего и 30.000 резервного войска; в 1870—71 гг., во время франко-прусской войны, в Бельгии было под ружьем до 83.000 человек. Во время общего мира среднее число солдат на действительной службе должно быть не менее 45.000 челов. Армия набирается посредством конскрипции. Молодые люди, достигшие определенного возраста и внесенные в рекрутские списки для образования требуемого контингента, призываются к вынутию жребия, за исключением тех, которые предназначают себя к духовному званию или к педагогической деятельности. Освобождение, окончательное или временное, по неспособности или на основании льгот, тотчас же уменьшает на одну четверть число конскриптов: только четверть вынимающих жребий попадает окончательно в годовой контингент и поступает в ряды армии на время от двух до четырех лет, смотря по категориям. Оффициально срок службы полагается восьмилетний.
Среднее годовое число призываемых к жеребьевке молодых людей (в период с 1878 по 1883 г.):—49.267; из этого числа: освобожденных окончательно—3.288; освобожденных временно—7.957, непризванных под знамена—25.757.
Однако, личное исполнение воинской повинности в Бельгии необязательно: закон дозволяет всякому молодому человеку, назначенному жребием к несению этой повинности, заменить себя другим лицом, заместителем, доставленным военною администрацией за сумму 1.600 франков; но желающий воспользоваться этим правом должен внести в кассу военного ведомства 200 франков в январе месяце того года, когда ему предстоит вынимать жребий.
Допущение заместительства имеет то следствие, что армия набирается исключительно между бедными, по крайней мере нижние чины, ибо большая часть офицеров выходят из специальных учебных заведений—из военного училища (ecole militaire), основанного в 1834 году, или из юнкерского училища, учрежденного в Гассельте. Военная академия (ecole de guerre), образцовое заведение, существующее с 1872 года, каждый год принимает известное число субалтерн-офицеров разного рода оружия, подпоручиков, поручиков и капитанов, которые желают приготовиться к занятию должности штабных офицеров в военное время. Жалованье военным очень мало увеличено с 1830 года, хотя ценность денег с той эпохи уменьшилась на половину. Поэтому нет ничего удивительного, что число желающих увеличить собою ряды армии, в качестве вольноопределяющихся, очень невелико, тем более, что со времени революции 1830 года бельгийские войска, занимающие безусловно нейтральное положение во всех европейских войнах, ни разу не бывали в деле, если не считать тех случаев, когда им приходится употреблять оружие против своих же соотечественников, бельгийцев, во время стачек рабочих. Всякий военный, имеющий более 55 лет от роду и прослуживший не менее 40 лет, пользуется правом на получение пенсии в размере 150 франков, увеличиваемой 12 сантимами за каждый день нахождения на действительной службе; раненые солдаты тоже имеют право на пенсию, так же, как вдовы и молодые сироты военных, умерших на службе государству.
Территория королевства разделена в военном отношении на два главные округа и на девять провинциальных управлений (commandements), с переменным числом комендантов или воинских начальников.
Военно-административное деление Бельгии:
Военные округи: первый—Брюссель; второй—Антверпен.
Провинциальные управления: Брабант, Геннегау, Лимбург, Люттих, Люксембург, Намюр, Антверпен, Фландрия западная, Фландрия восточная.
Военные силы, состоящие из 19 полков пехоты, 8 полков кавалерии, 7 полков артиллерии, одного полка инженеров и различных специальных частей, сгруппированы в бригады и дивизии, естественные центры которых—большие города и крепости. Единственные крепости, оставшиеся в Бельгии, суть: Антверпен, с его укрепленным лагерем и фортами на нижней Шельде, Тендермондом, Дистом, и форты Льежа и Намюра. Кроме того, в Беверло, в Кампине, близ голландской границы, устроен учебный лагерь для маневров, в роде французского лагеря в Шалоне-на-Марне. По различным родам войска бельгийская армия распределена следующим образом:
Пехота—4 дивизии, 9 бригад; кавалерия—2 дивизии, 4 бригады; артиллерия—4 бригады.
Численный состав армии в 1897 г.:
По мирному положению: 3.426 офицеров, 47.876 нижних чинов; кроме того, гражданская гвардия (garde civique)—42.827 челов.
По штатам военного времени: 3.742 офиц., 135.656 нижних чипов, около 90.000 чел. гражданской гвардии.
Часть государственного бюджета, употребляемая в Бельгии ежегодно на содержание военных сил, в среднем, превышает 40 миллионов франков; со времени революции 1830 года общая сумма расходов на этот предмет составляет уже около 2 миллиардов, не считая сложных процентов.
Что касается состояния финансов, то Бельгия принадлежит к числу наименее обремененных долгами государств Европы. Правда, это маленькое королевство, подражая всем другим державам, наделало немало долгов, вызванных исключительно недостаточностью обыкновенных рессурсов на покрытие издержек по содержанию войска, и от времени до времени равновесие в государственном бюджете должно быть восстановляемо при помощи займов; однако, доходы часто превышали расходы. Годовой бюджет Бельгии, пропорционально численности народонаселения, гораздо скромнее бюджетов Франции, Англии, Голландии.
Бюджет Бельгии на 1897 год:
Приход—386.923.178 франк.; расход—387.469.575 фр.; государственный долг к 1 января 1897 г.—2.308.497.322 фр.; проценты, погашение и другие расходы по долгу (1897 г.)—87.007.718 франков.
Пропорциональная доля бюджета на каждого жителя в 1876 году:
Бельгия, годовой расход—56 фр.; долг—218 фр.; проценты по долгу—12 фр.; Нидерланды, годовой расход—63 фр.; долг—520 фран.; проценты по долгу—15 фр.; Англия, годовой расход—59 фр.; долг—585 фр.; проценты по долгу—20 фр.; Франция, годовой расход—72 фр.; долг—474 фр.; проценты по долгу—32 франка.
Наибольшая часть расходуемых денег употребляется в Бельгии на общественные работы, преимущественно на сооружение железных дорог. Так, в 1880 г. на общественные работы было израсходовано 93.834.483 франка, и из этого числа 65.184.928 франк. на постройку рельсовых путей. Расходы на этот предмет покрываются, и даже с избытком, поступлениями: так, например, в том же 1880 году дорожные пошлины и другие доходы по ведомству общественных работ составляли около 132 миллионов франк., в том числе 109 миллионов от железных дорог.
Бюджет провинций и бюджет общин тоже находятся, вообще говоря, в удовлетворительном состоянии.
Годовой доход общин (включая сюда и города), по последнему, произведенному в 1880 г. подсчету, составляет 207,7 миллион. (в том числе 115 миллион. чрезвычайных доходов), при расходе в 170,2 миллион. (в том числе чрезвычайных расходов—80,3 милл.); долг общин в совокупности простирается до 596 миллионов.
Доходы провинций в 1890 г.—13,1 милл.; расходы—11,3 миллион.; долг—23,6 миллионов.
Кроме того, бельгийские коммуны богаче, чем государство, как земельные собственники. Между тем как государство владеет только 40.000 гектаров земли, недвижимое имущество общин обнимает еще, в сложности, около 272.000 гектаров земель, застроенных и незастроенных. Однако, в Бельгии, как и везде в других странах, богатые капиталисты стараются захватить в свои руки эти общинные земли, и многие маленькия коммуны не устояли в борьбе. К выгодам положения бельгийских городов следует отвести также свободу торговли, которою они ныне пользуются. До 1860 года, когда были отменены внутренния таможенные пошлины в городских общинах Бельгии, каждый город составлял как-бы маленькое государство, создавшее себе при помощи сборов за привозимые продукты и товары, обособленное существование и свои собственные интересы, противоположные интересам других городов: каждая внутренняя таможенная застава имела целью не только доставлять рессурсы муниципальной казне, но также оказывать покровительство «коммунальному труду» против труда окружающих городов. Сбор на заставах с привозных продуктов давал, в среднем выводе, от 11 до 12 миллионов франков в год; теперь доля косвенных налогов, поступающая в пользу общин, взамен отмененной заставной пошлины, постоянно возрастает, вместе с увеличением общественного благосостояния: в 1880 году она составляла около 26 миллионов франков. Можно с уверенностью предсказать, что когда нации будущей Европы сгруппируются в более тесный союз, бельгийцы будут в числе народов, которые принесут в эту новую европейскую семью наибольшую долю богатств.
Следующий список показывает административное деление Бельгии.
Провинции. | Главные города | Пространство в гектарах | Число общин в 1881 г. | Число жителей 31 декабря 1896 г | Километрическое население в тот же день. |
Фландрия западная | Брюгге | 323.449 | 250 | 781.261 | 241 |
Фландрия восточная | Гент | 299.787 | 297 | 1.002.300 | 334 |
Антверпен | Антверпен | 283.311 | 152 | 784.975 | 272 |
Лимбург | Гассельт | 241.315 | 206 | 234.210 | 97 |
Брабант | Брюссель | 328.323 | 341 | 1.212.686 | 369 |
Геннегау | Монс | 372.291 | 436 | 1.110.345 | 295 |
Намюр | Намюр | 366.104 | 352 | 346.492 | 95 |
Люттих (Льеж) | Люттих (Льеж) | 289.310 | 339 | 817.473 | 282 |
Люксембург | Арлон | 441.704 | 211 | 216.144 | 49 |
Бельгия | Брюссель | 2.945.594 | 2.584 | 6.495.886 | 220 |