X.
В Норвегии самый рельеф почвы и климат решили, где следовало выбирать места для основания городов. За исключением тех из них, которые разработка рудных месторождений вызвала к жизни внутри страны, все города естественно должны были возникнуть у самого моря, на берегах небольших заливов, хорошо защищенных от холодных северных ветров и легко доступных для судоходства. Даже деревни почти нигде не встречаются вдали от морских берегов. Крестьяне каждый имеют свой gaard, группу деревянных построек, служащих для различных надобностей сельского хозяйства, а церкви, муниципальные здания, почтовые конторы возвышаются в стороне, на каком-нибудь месте, видном издалека, или в точке пересечения дорог. Кроме того, население естественно должно было группироваться и основывать свои торговые города преимущественно в полуденной части страны, там, где климат менее суров и где солнце появляется на горизонте во все дни года. В первые времена норвежской истории, когда норманские моряки обращали взоры в особенности к Великобритании и другим странам Западной Европы, чтобы делать туда разбойничьи набеги или основывать там завоевательные колонии, западные заливы Норвегии, Трондгьемский и Бергенский, представляли по своему положению наибольшие удобства для этой цели, и с этой-то стороны полуострова и селились отважные мореплаватели. Но с того времени, как завоевания и морское разбойничество перестали быть главным промыслом норвежцев, с той поры, как посредством колонизации внутренних местностей страны они прибавили к рыбной ловле и торговым сношениям другие роды промышленности—разработку рудников и возделывание почвы в долинах, полуденный скат гор, обращенный к заливу Христиания и к берегам Дании, Скании, Германии, должен был приобрести первенствующее значение. Из 21 города, имеющих свыше 4.000 жителей, 14, то-есть две трети, находятся в этой части Норвежского королевства, очень маленькой в сравнении с территорией, обращенной к Атлантическому океану. Впрочем, за исключением Христиании, города относительно нового, и Бергена, старого ганзейского рынка, все города норвежского прибрежья похожи друг на друга, как две капли воды. Расположенные каждый у оконечности фьорда, на полукруглом песчаном берегу, подле глубокой воды, где могут приставать большие корабли, эти приморские города поднимаются в виде амфитеатра по скатам холма и состоят однообразно из деревянных домов, больших и маленьких, выкрашенных в белый, в серый, в желтый, в розовый, большею же частью в кроваво-красный цвет. Никакой резьбы, никаких наружных украшений, как на швейцарских домиках или шалэ; только окна окружены рамкой с вырезками. Дома норвежских городов—не что иное, как большие деревянные ящики, поставленные на каменном фундаменте; но внутренность их более богата украшениями, и окна уставлены горшками с розой, вербеной, геранью. Церкви, все увенчанные шпилем, куполом или башенками, отличаются несколько тяжелой архитектурой: массивные глыбы гранита, поддерживающие здание, и бревна, составляющие его сруб, не поддаются фантазии художника; чтобы придать хотя сколько-нибудь движения и жизни целому, архитектор должен был воздвигать корпус на корпус, унизывать их колоколенками и вырезными деревянными крестами, открывающимися в виде пасти дракона. Иные церкви, как например, церкви города Боргунда, на одном из притоков Согнефьорда, и города Гиттердаля, в Телемаркене, представляют некоторое сходство с храмами Китая и Тибета.
Первый город норвежского прибрежья, на его полуденной границе,—Фредериксгальд, над которым господствует на юге, с вершины высокой скалы, крепость Фредерикстен, некогда защищавшая Норвегию от нападений шведов; обелиск указывает место, где пал Карл XII в 1718 г.; другой обелиск воздвигнут в честь Кольбиерисена, защитника крепости. В настоящее время Фредериксгальд не имеет уже надобности заботиться о защите территории; он занимается главным образом отправкой за границу леса, сплавляемого по реке Тистедальс-эльв (в 1891 г. вывезено этого товара на 3.500.000 крон). Такова же главная промышленность другого города, Фредерикстада, лежащего при устье реки Гломмен и покрывающего огромное пространство своими раскиданными кварталами, своими отдельно-стоящими домами, своими складами лесного товара и большими фабричными заведениями (в 1892 г. вывезено 240.000 куб. метр. строганого леса). Точно также Сарпсборг, хотя простое местечко, занимает не меньше места, чем иная столица, и тянется на несколько километров к западу от мануфактур и лесопильных заводов, колеса которых приводятся в движение водопадами реки Сарп. Лесной же торговлей занимается и хорошенький городок Мосс, лежащий на перешейке между двумя заливами и двумя портами и, таким образом, имеющий в своем распоряжении два торговых пути, один к Христиании, другой—к открытому морю. В этом городе был подписан в 1814 году трактат о соединении между двумя королевствами Швецией и Норвегией. Торговое движение трех главных портов восточного берега фьорда Христиании в 1882 году выразилось следующими цифрами, по приходу и отходу судов:
Фредериксгальд—1.190 судов в 122.590 тонн; Фредирикстад—3.558 суд. в 343.400 тон.; Мосс—416 суд. в 73.210 тонн.
Коммерческий флот Фредериксгальда (1891 г.)—89 судов в 24.470 тонн; Фредерикстада (1891 г.)—195 суд. в 57.600 тонн.
Христиания, или Кристиания, столица Норвегии и второй город Скандинавии по числу жителей, занимает положение, которое, так сказать, было наперед указано географическими условиями страны. Он расположен у оконечности залива, разделяющего два второстепенных полуострова полуденной Норвегии и Готландии, вырезанные на южной стороне большого Скандинавского полуострова. Этот залив, Кристианиа-фьорд, легко может быть защищаем, потому что берега его против Гвидстена и Дребака сходятся так близко, что остается только узкий канал, командуемый теперь пушками крепости Оскарсборг; внутри материка он оканчивается обширным бассейном в форме полумесяца, где порты могут быть устроены под защитой каждой косы. Христиания имеет два главных порта: Пипервиксбугтен—на западе и Бьервикен—на востоке; последний из них наиболее посещаемый, и вдоль его набережных постоянно теснятся суда, хорошо защищенные от ветров; но, к сожалению, бухта бывает заперта льдами, средним числом, около четырех месяцев в году.
Большое морское озеро, при котором лежит Христиания, в старину было известно под именем Viken или «Залива» по преимуществу; это была одна из лучших между теми гаванями засады и убежища, где норманские викинги снаряжали свои флотилии, и где они их прятали, по возвращении из воинственных экспедиций. В настоящее время бассейн Кристианиа-фьорда обязан своим важным торговым значением преимущественно плодородию земель, которыми он окаймлен, и которые расположены, так сказать, в форме шпалерника, таким образом, что получают всю силу солнечных лучей. (Округ Акерсгус, окружающий норвежскую столицу, один заключает более половины возделываемых земель королевства, и вывозом его сельскохозяйственных произведений занимаются, разумеется, моряки Христиании.
Кроме того, лучшие леса Норвегии, теперь уже большею частию вырубленные, росли на скате холмов и гор, обращенных к этому фьорду; наконец, там же находятся самые значительные месторождения руд и минералов.
При том же долины, спускающиеся к заливу Христиании, расположены таким образом, что придают очень обширные размеры торговому бассейну норвежской столицы. Самое обширное озеро Норвегии, Мьезен, тянется далеко на север, являясь как-бы продолжением морского залива, часть которого оно некогда составляло. Гломмен, Драмс-эльв и другие реки изливают свои воды в фьорд, и хотя их устья не находятся в непосредственном соседстве Христиании, но не трудно было построить дороги в низменных равнинах их бассейнов, и таким образом столица сделалась центром, в котором сходятся все торговые пути, спускающиеся из окружающих долин. Мало того, через понижения в Опландской плоской возвышенности, так же, как через долину Гудбрандсдаль. Христиания имеет удобное сообщение с атлантическими берегами Норвегии, в особенности с Трондгьемс-фьордом и с Мольде-фьордом, и преимущественно на историческом пути из города Трондгьема в Христианию, по которому теперь пролегает железная дорога, совершились почти все важнейшие события многовековой борьбы, разделявшей населения противоположных скатов полуострова на два враждебных лагеря. Равным образом, Христиания, лежащая почти под той же широтой, как и Стокгольм, соединена с этим городом естественным путем, проходящим на севере от больших озер, и, следовательно, образует вершину треугольника, которого два другие угла занимают прежняя метрополия Норвегии и нынешняя столица Швеции. По своим морским сношениям, удлиненный залив Христиании точным образом соответствует остроконечному выступу полуострова Ютландии и тоже помещается в вершине треугольника: суда, выходящие из фьорда, видят перед собой открывающиеся два пути—путь Скагеррака, ведущий к Гамбургу, Дюнкирхену или Лондону, и путь Каттегата, по которому они могут направляться к Копенгагену или к портам Балтийского моря.
Уже с половины одиннадцатого столетия город Осло, или Онсло. существовал на месте, занимаемом в наши дни восточным предместьем Христиании, которое носит то же название; а двести пятьдесят лет спустя была сооружена крепость Акерсгус на соседней скале, господствующей над частью нынешнего города и над устьями двух речек, Акерс-эльвен и Ло-эльвен. Наконец, в 1624 году, после сильного пожара, возник новый город, которому дано было имя Христиании, в честь царствовавшего тогда датского короля Христиана IV. Он почти весь вновь выстроен из камня и кирпича после пожара 1858 года; ломки сиенита и гранита, окаймляющие фьорд, а также соседние пласты глетчерной глины, доставляют все материалы, которые ему нужны для постройки его дворцов. Как всякая столица, Христиания имеет многочисленные публичные здания и служит местопребыванием парламента, высших судебных учреждений и главных учебных заведений. Университет королевства, основанный в 1811 году и обыкновенно известный под именем Фридриховского (Fredericiana), насчитывает около 1.500 студентов. С университетом соединены естественно-исторические музеи, минц-кабинет, музей скандинавских древностей, этнографический музей и библиотека в 330.000 томов. Кроме того, под ведением университета состоят ботанический сад, астрономическая и магнитная обсерватории, а также метеорологическая обсерватория, прославленная трудами профессора Мона.
Христиания, главный торговый и промышленный центр королевства, обогащается деятельностью её прядильных и ткацких мануфактур, строительных мастерских и многочисленных винокуренных и водочных заводов. По ценности торговых оборотов она—самый оживленный рынок Норвегии, и по размерам отпускной торговли ныне превосходит Берген, который недавно равнялся с ней в этом отношении.
Движение судоходства в порте Христиании по заграничной торговле в 1891 г.:
В приходе 2.300 судов, вместимостью 936.829 тонн; в отходе 1.452 судна, вместимостью 628.412 тонн.
Торговый флот, принадлежащий судовладельцам Христиании:
Парусных судов 297, вместимостью 166.302 тонн; паровых 104, вместимостью 37.341 т.
Ценность привоза в 1892 г.: 107.825.700 крон; ценность вывоза: 31.449.000 крон.
Правильное пароходное сообщение соединяет Христианию со всеми городами скандинавского прибрежья, с главными портами Западной Европы и даже с Нью-Йорком; кроме того, сеть железных дорог, которая уже доходит до Трондгьема на севере, до Гефле на северо-востоке, до Стокгольма на востоке, до Гетеборга и Мальме на юге, с каждым годом все более и более возвышает важность Христиании, как торгового и промышленного центра, а население её, которое еще в начале текущего столетия едва превышало 8.000 душ, увеличилось слишком в двадцать раз с того времени: в среднем, оно возрастает слишком на тысячу человек в год. К тому же столица Норвегии, если принять во внимание её высокую широту, есть один из самых приятных для жительства городов Скандинавского полуострова, благодаря чистоте её воздуха, относительно высокой средней температуре и теплому климату, красоте её окрестностей. С вершины скалы Акерсгус, выдвинувшейся в залив в форме острия копья, открывается прекрасный вид, обнимающий большую часть города, суда, стоящие на рейде, и зеленеющие острова, рассеянные по поверхности фьорда: на западе, полуостров Ладегардс, соединенный с материком узким перешейком, отражает в бухте огромные вековые деревья своего парка, свои виллы, свой загородный дворец; далее виднеются многочисленные островки, все правильной формы, расположенные параллельными линиями и похожие на бусы ожерелья, нить которого только-что порвалась. На северной стороне равнины, где тянутся по бокам дорог предместья Христиании, поднимаются холмы высотою в 300 и даже в 400 метров, откуда можно созерцать весь географический план фьорда через мысы, перешейки и архипелаги.
Бассейн реки Гломмен, хотя самый значительный из речных бассейнов Норвегии, не имеет сколько-нибудь важных городов в верхней своей части, за исключением горнозаводского города Рерос, который находится, благодаря близости Трондгьема, более в круге притяжения этой древней столицы, чем в круге притяжения Христиании. Город Эйдсвольд, лежащий на судоходном истоке озера Мьезен, все-еще сохранил довольно важное значение, как исходный пункт для путешественников, отправляющихся к Реросу и Трондгьему, ибо у этого города останавливается железная дорога из Христиании и начинается судоходство по озеру Мьезен до города Гамара. В историческом отношении, Эйдсвольд замечателен как место, где собрался, в 1814 году, первый стортинг (сейм) Норвегии, после заключения трактата о соединении королевства с Швецией; кроме того, этот город уже с давних времен был общим сборным пунктом для всех опплендеров или горцев, и здесь же Олаф Святый был выбран, в 1020 году, королем Норвегии. Гамар, на восточном берегу озера Мьезен, был духовной метрополией страны, и там до сих пор еще видны величественные развалины кафедрального собора. Город этот был разрушен шведами в 1569 году; жители его бежали в Опсло и таким образом содействовали процветанию местечка, которому суждено было впоследствии возвыситься на степень столицы Норвегии.
Все приморские города на юге и на западе от Христиании ведут оживленную торговлю, отправляя за границу доски и руды, как Драммен, или рыбу, как Ставангер; многочисленные парусные суда теснятся у входа фьордов и беспрестанно рассекают волны вдоль берегов; по низкому небу стелятся длинные полосы пара. Во всем Скагерраке и за мысом Линдеснес до города Ставангера господствует кипучая морская деятельность, которую можно сравнить с деятельностью, какую мы видим в больших английских портах: в 1882 г. коммерческие флоты норвежских портов Скагеррака и Ставангерского залива, в округах Христиании и Христиансзанда, заключали более пяти тысяч ста судов, общая вместимость которых равнялась одному миллиону трем стам сорока тысячам тонн, а экипаж состоял из сорока-шести тысяч человек. Таким образом страна «северных финикиян», как называют норвежцев, узкая береговая полоса, идущая у подножия необитаемых гор и плоских возвышенностей, обладает более могущественным флотом, чем иные обширные государства, имеющие десятки миллионов жителей, как Франция, Испания или Россия.
Драммен, один из больших городов Норвегии, принадлежит к числу самых деятельных портов этой торговой страны. Расположенный в том месте, где река Драмс-эльв, вытекающая из обширного озера Тирифьорд, расширяется в лиман, Драммен состоит в действительности из двух длинных и узких городов, которые выстроились вдоль расходящихся берегов речного устья; один из мостов, перекинутых через этот залив, имеет более 300 метров в длину. Драмменский порт, соединенный с морем посредством узкого канала, где проходит Свельвигенское течение, есть как-бы замкнутый бассейн, представляющий те же выгоды, как рейд Христиании; еще не так давно он имел больше судов, чем самая столица, хотя движение судоходства в нем далеко не так значительно (в 1891 г. прибыло из заграницы: 397 парусных судов в 79.012 тон. и 46 пароходов в 19.629 т.; вышло: 493 парусных судна в 102.303 т. и 126 паровых в 47.302 т.; ценность ввоза—4.557.100, вывоза—8.138.300 крон; собственный торговый флот: 159 парусных судов в 65.370 т. и 15 пароходов в 977 т.). Местная промышленность состоит главным образом в отправке за границу досок; но негоцианты этого города съумелп воспользоваться своими богатствами в лесе и посылают его в виде мебели, паркета, разного рода украшений. Кроме того, Драммен служит экспедиционным или отправочным портом для горнозаводского города Конгсберга (то-есть «Королевской горы»), лежащего на юго-западе, при реке Лауген. Рудные месторождения серебра, открытые в 1623 году, разработывались с того времени постоянно, исключая нескольких лет перерыва в начале нынешнего столетия, и доставляют средним числом чистого металла на сумму свыше полмиллиона франков; но относительная ценность серебра понизилась, рудники обеднели, и самый город пришел в упадок: в период с 1815 до 1830 года рудники эксплоатировались в убыток. В цветущую эпоху своей истории Конгсберг имел больше 10.000 жителей и был, после Бергена, первым городом Норвегии; в настоящее же время в нем насчитается лишь около половины его прежнего населения. В этом городе существовал монетный двор Норвегии. В одной долине, параллельной той, где лежит Конгсберг, в 25 километрах к западу от этого города, находится замечательная своей архитектурой деревянная гиттердальская церковь, представляющая пирамидальную массу из поставленных ярусами один на другой конусов, увенчанную колоколенками.
На западных берегах фьорда Христиании следуют один за другим порты Гольместранд, Гортен, Тенсберг, Сандефьорд; далее, при устье реки Лауген, стоит город Лаурвик. Гортен, недавно бывший простой деревней, сделался значительным и оживленным городом с той поры, как бухта его была выбрана местом главной стоянки военного флота королевства. По свидетельству средневековых хроник, Тенсберг, который был одним из четырех «муниципальных городов» королевства, есть древнейший порт Норвегии, так как летописцы с конца девятого столетия говорят о нем, как о цветущем городе, куда приходили в большом числе корабли из Дании и из «Саксонской земли»; но уже в те времена место, где в наши дни расположен город Лаурвик, пользовалось громкой известностью, потому что там находились храм Скирингозаль, привлекавший толпы народа, и дворец короля Гаральда. На западе от Лаурвикского фьорда открывается другой залив, где небольшой порт Порсгрунд служит передовой пристанью городу Скиен, главному рынку земледельческих произведений провинции Телемаркен.

На берегу Скагеррака каждое местечко—торговый порт, и между ними, на некотором расстоянии один от другого, расположены более или менее значительные города, присутствие которых обнаруживается, со стороны моря, большим числом судов, теснящихся у входа в бухты, ведущие к этим городам. Таковы: Крагере, защищенный с восточной стороны мелями Иомфруланд, которые моряки шутя называют «куском Дании, прибитым волнами к берегу Норвегии»; Эстерризер; Тведестранд: Арендаль, богатейший порт всей Скандинавии по количеству каботажных судов и город, откуда часто отправляются путешественники, предпринимающие поездку к озерам и водопадам Телемаркена. Далее следуют города: Гримстад, Лиллезанд, Христиансзанд, город моряков, судостроителей, спасателей (команды спасательных лодок), корабельных плотников и пр., который при том обладает превосходными культурными землями, образовавшимися путем отложения в море речных наносов: Мандаль, ближайший порт к мысу Линдеснес, хорошо известному мореплавателям. За этим мысом морской берег загибается к северу, и на одном узком перешейке, на оконечности Иедеренского берега, населенного стадами баранов, представляется горделивый Ставангер, один из важнейших торговых городов Норвегии и четвертый город королевства по числу жителей, а между тем население его не достигало и тысячи душ в начале семнадцатого столетия: даже в 1800 году он имел всего только 2.400 жителей. Ловля сельдей, фабрикация шерстяных изделий и торговля были главными источниками процветания этого древнего местечка. Ставангер, бывший некогда местопребыванием епископа, до сих пор сохранил прекрасный собор, построенный в двенадцатом и тринадцатом столетиях в английском готическом стиле.
Город Гаугезунд охраняет северный вход в залив Букке-фьорд, над которым с южной стороны господствует Ставангер; но по размерам своей торговой деятельности он много уступает последнему.
Движение судоходства и численный состав торгового флота главных портов южного берега Норвегии, между Драмменом и Гаугезундом (1882 г.):
Движение судоходства | Торговый флот | |||
судов. | вмест. тонн | судов. | вмест. тонн | |
Гольместранд | 175 | 25.320 | 41 | 9.812 |
Тенсберг | 512 | 72.190 | 155 | 56.51э |
Сандсфьорд | 211 | 33.750 | 85 | 21.735 |
Лаурвик | 1.022 | 165.610 | 84 | 26.168 |
Скиенъ | 341 | 61.020 | 46 | 16.123 |
Порсгрунд | 759 | 151.650 | 96 | 33.566 |
Крагере | 1.018 | 166.520 | 166 | 55.587 |
Эстерризер | 376 | 76.380 | 85 | 29.022 |
Тведеетранд | 165 | 31.640 | 110 | 41.660 |
Арендаль | 899 | 204.030 | 411 | 173.690 |
Гримстад | 272 | 54.530 | 125 | 45.647 |
Лиллезанд | 274 | 22.220 | 59 | 23.135 |
Христиансзанд | 1.358 | 156.830 | 118 | 36.236 |
Мандаль | 571 | 42.140 | 99 | 27.490 |
Ставангер | 781 | 158.910 | 678 | 122.660 |
Гаугезунд | 654 | 90.350 | 262 | 23.945 |
Важнейший город всей части морского прибрежья, заключающейся между мысами Линдеснес и Кеп-Стадт, есть древний Берген (прежде Бьоргвин, то-есть «Горный луг»), основанный во второй половине одиннадцатого столетия среди лабиринта островов, островков и полуостровов разной величины; вокруг него поднимаются амфитеатром семь больших гор, не считая второстепенных высот. Берген, родина поэта Гольберга и натуралиста Михаила Сарса, был долгое время самым многолюдным городом Норвегии; и теперь еще он значительно превосходит числом жителей все другие города королевства, кроме столицы. В средние века он был одним из самых деятельных и наиболее посещаемых рынков Ганзейского союза, и германские купцы имели там, так сказать, город в городе, состоявший из амбаров и магазинов, построенных среди воды на сваях и соединенный с твердой землей посредством живых мостов, тоже на сваях; настоящие гарнизоны приказчиков и служителей, число который простиралось до 3.000 человек, защищали этот квартал ганзеатов; только в 1763 году был продан последний дом, принадлежавший немецкой торговой колонии, но множество сохранившихся между жителями немецких фамилий и теперь еще напоминают негоциантов, которые почти исключительно монополизировали, в пятнадцатом веке, всю торговлю Бергена, и ганзеатическая архитектура домов придает еще некоторым кварталам физиономию, какой не встретишь в других городах Норвегии. Еще ранее этого времени одна торговая монополия, предоставленная бергенским купцам, была причиной окончательного прекращения сообщений Скандинавии с американским континентом. Королевские концессии не успели сохранить того, что было сделано инициативой частных лиц и свободной торговлей: так как Гренландия составляла собственность королевской казны, то правительством было воспрещено посещать эту землю каким бы то ни было мореплавателям, исландским, норвежским или иностранным; только бергенские кормчие имели право направлять свои суда в гренландские воды, но они были умерщвлены в 1484 году ганзейскими коммерсантами, и секрет плавания в американские моря был потерян для норвежцев. Главный предмет отпускной торговли Бергена составляет рыба, которую норвежцы обменивают на колониальные произведения, хлеб, фрукты, вина, мануфактурные товары, привозимые иностранными кораблями, преимущественно английскими. В прежнее время все рыболовы северной части страны, даже с берегов Лапландии и Лофотенских островов, везли свою рыбу на продажу в Берген; чтобы сбыть свой улов, они совершали огромное странствование в тысячу верст и более, под дождем, в бури и непогоды; в июле, затем осенью, здесь собирались сотни или тысячи барок, и бергенские купцы могли, смотря по количеству привезенной рыбы, устанавливать покупную цену. Основание Боде, Тромсе, Гаммерфеста и других рынков на севере королевства сделало отныне ненужными эти периодические странствования рыболовов ради сбыта добычи. В Бергенский порт ежегодно приходит около 800 судов, с средней вместимостью 370.000 тонн; собственный коммерческий флот этого порта в 1891 г. состоял из 192 паровых и 178 парусных судов, общей вместимостью 123.064 тонны. Ценность ввоза—12.399.200, вывоза—20.039.000 крон.
Берген, как известно, есть один из тех городов, пребывание в которых не особенно приятно путешественникам, по причине частых дождей. В окружающей его местности все-еще свирепствует проказа, отвратительная болезнь, к счастию, неизвестная в большей части умеренных стран: и теперь еще там насчитывают более двух тысяч прокаженных, вид которых не менее ужасен, чем вид несчастных жителей Востока, страдающих тем же недугом. Замечательно, что проказа никогда не поражает земледельцев удаленных от моря долин; развитие её у рыболовов морского прибрежья приписывают употребляемой ими пище, которая почти исключительно состоит из жирной рыбы. По оффициальным статистическим сведениям, число прокаженных уменьшается с каждым годом, благодаря постепенному улучшению гигиенических условий.
На севере от Бергена находим ряд других рыболовных гаваней, торговля которых настолько деятельна, что вызвала к жизни настоящие города на голых скалах морского берега; таковы города Алезунд и Христиансзунд, оба построенные на островках, при входе в фьорды, которые разветвляются далеко внутрь материка. В Христианзундском порте в 1891 году было в приходе из-за границы 69 судов в 21.928 тонн, в отходе 68 судов в 18.963 т.; торговый флот состоял из 140 судов, общая вместимость которых равнялась 14.578 тоннам. Но к востоку от острова Гиттерен открывается другой фьорд, Трондгьемский, представляющий для судоходства более удобств, чем все соседние заливы, ибо если он сообщается с океаном лишь посредством узкого канала, впрочем, хорошо прикрытого и куда не проникает волнение отрытого моря, то внутри материка он развертывается обширными бассейнами, в которые впадают многие большие реки: территория огромного протяжения спускается к этому фьорду и к его морскому устью. Кроме того, как раз перед Трондгьемским фьордом находится самая вогнутая, наиболее вдающаяся в глубь материка, часть морского прибрежья, между мысом Кап-Стадт и Лофотенскими островами: она образует в этом месте род большего залива, к которому охотно направляются суда, чтобы проникнуть возможно далее внутрь твердой земли. Вместе с тем город Трондгьем имеет то важное преимущество, что он расположен на оконечности естественного понижения почвы, отделяющего хребет Кьелен от плоскогорий южной Норвегии, и теперь он, единственный между городами западного побережья Скандинавского полуострова, соединен железными дорогами, с одной стороны, с Христианией, с другой—с берегами Ботнического залива; это преимущество обещает быстро увеличить торговые сношения Трондгьема (в 1891 г. в его порте было в приходе из-за границы 328 судов, в 182.538 т.: собственный торговый флот в 1892 г.: 32 парусных судна в 4.452 т. и 37 паровых в 11.198 т.). Хотя Трондгьем лежит между 63 и 64 градусами северной широты, климат в нем не слишком суровый, благодаря теплым ветрам, дующим с Атлантического океана, и жители с гордостью показывают, как достопримечательность их города, одну липу, самое существование которой говорит уже в пользу климата; даже на севере от Трондгьема, близ деревни Фрестен, растут ореховые деревья, плоды которых иногда достигают зрелости. Тем не менее, можно сказать, что этот город находится уже на рубеже области, удобной к заселению: далее климат становится слишком суровым, земля слишком скупой. Вот причина, почему древний Нидарос, нынешний Трондгьем, не мог удержаться на степени столицы государства, несмотря на все выгоды его географического положения; однако, из уважения к прошлому, за ним оставлена роль духовной метрополии, и до сих пор короли приезжают короноваться в его древнем соборе. Этот готический памятник, прекраснейший во всей Норвегии, относится, по времени постройки, к различным эпохам, с конца одиннадцатого до начала четырнадцатого столетия, и в новейшие времена пришлось отстроить заново часть здания, разрушенную пожарами. На скалах, нагроможденных одна на другую, которые господствуют над городом, возвышался некогда, по преданию, замок Гакона Ярла, последнего языческого князя Норвегии, который, как говорит сага, принес в жертву богам своего собственного сына.
В окрестностях Трондгьема есть несколько значительных местечек, которые утилизируют часть громадной движущей силы, доставляемой водопадами и стремнинами горных потоков; сплавной лес привозится в изобилии по рекам и речкам; соседний рудник доставляет лучшую руду хромистого железа, какая существует в свете, и в том же самом округе, хотя на реке Гломмен, находится горнопромышленный город Рерос, где разработываются с половины шестнадцатого столетия, отчасти рудокопами немецкого происхождения, залежи медной руды, содержащей от 4 до 8 процентов чистого металла; эти рудники приметны издалека по окружающим их огромным грудам шлаков. Жители этого городка, лежащего на высоте слишком 600 метров, в очень суровом климате, должны смотреть на него, как на печальное место ссылки: рудокопы только летом могут заниматься отборкой руды под открытым небом, зимой же, то-есть впродолжении девяти месяцев в году, они принуждены все время работать под землей. Точно также на севере от Трондгьема маленькие города, основанные для эксплоатации рыбных промыслов, могли возникнуть лишь на больших расстояниях один от другого. Так, первый город, заслуживающий этого имени, Тромсе, столица северной провинции, находится не менее как в 800 километрах по прямой линии к северо-востоку от Трондгьема; с обходами же в так называемых leden, или проливах между шкерами, нужно считать по меньшей мере тысячу километров, то-есть четыре дня быстрого плавания на пароходе. Обыкновенно же этот переезд продолжается целую неделю.
Города: Тромсе, при узком проливе, через который проходит очень быстрое течение, Гаммерфест, лежащий еще гораздо далее на севере, Варде или Вардегус, построенный на острове, оконечности Варяжского полуострова (Varjag-Njarg), и Вадсе, на берегах Варангер-фьорда, важны как места снаряжения рыболовных судов, отправляющихся на промысел в воды Шпицбергена и в другие области Ледовитого океана. Это—передовые посты Европы в направлении к полюсу. Природа в этих странах крайнего Севера прекрасна, но имеет суровой характер, а когда наступает длинная зимняя ночь, часто освещаемая безмолвным фейерверком полярного сияния, вид этой природы внушает непривычному человеку какой-то безотчетный страх. Несмотря на то, жизнь в этих городках идет очень весело; балы, танцовальные вечера, театральные представления следуют одни за другими непрерывной чередой; заезжего иностранца принимают там с величайшим радушием, и каждый день для него устраиваются званые обеды то в одном, то в другом доме. Подобно богатым негоциантам Генуи и Марсели, тромсенские купцы также имеют свои загородные дома или дачи, рассеянные по окрестным террасам и холмам, среди березовых лесов. Гаммерфест обозначает собою северную оконечность дуги меридиана, которая продолжается до Дуная, проходя через Скандинавию, Финляндию, прибалтийские губернии, Польшу, Австро-Венгрию, на протяжении слишком 26 градусов широты. Поставленная в городе колонна из финляндского гранита напоминает счастливое окончание, под руководством директора Пулковской обсерватории Струве, работ этой обширной триангуляции. Гаммерфест лежит в соседстве Альтен-фьорда, хорошо известного по исследованиям Лоттена, Браве, Мартена, членов французской экспедиции, совершенной на корабле «la Recherche» в 1838 и 1839 годах.
Города Норвегии, имеющие более 4.000 жителей по переписи 1891 года: Христиания или Кристиания (1895 г.)—168.000 жит.; Берген—53.690 жит.; Трондгьем (1893 г.)—28.790 жит.; Ставангер—23.930 жит.; Драммен—20.440 жит.: Христиансзанд—12.545 жит.; Фредериксгальд—11.220 жит.; Фредерикстад—12.465 жит.; Лаурвик—11.260 жит.; Христиансзунд—10.390 жит.; Аалезунд—8.000 жит.; Скиен—8.960 жит.; Гортен—6.540 жит.; Тромсе—6.070 жит.; Тенсберг—6.820 жит.: Крагере—5.755 жит.; Мосс—8.040 жит.; Гаугезунд—5.380 жит.; Консберг—5.240 жит.; Арендаль—4.610 жит.; Мандаль—3.620 жит.