VI.

Правительство в Тунисе, или «Тунисии» (название, впервые употребленное Мак-Карти в 1847 году), двуглавое—беевское и французское. В силу конвенции, подписанной в Бардо, царствует бей, пользующийся даже неограниченной властью во всех внутренних делах; но Франция, сделавшись протектрисой Туниса, берет на себя заботу защищать его внешнюю безопасность и управлять его финансами чрез посредство «генерального резидента», то-есть одна распоряжается военными рессурсами и казной страны. Следовательно, в действительности французам и принадлежит власть, наружные аттрибуты которой оставлены бею и его агентам. Можно сказать, однако, что в некоторых отношениях Тунис остался особым государством, чуждым Франции: это политическая индивидуальность, имеющая свое собственное законодательство и управление, свои собственные интересы, теперь противоположные интересам соседней Алжирии. В маленьких городах отношения между французами и туземцами регулируются чрез посредство консулов и так называемых «гражданских контролеров», как между иностранными населениями; не позволяют даже, чтобы, «подданные бея» натурализовались французами; таможня осматривает французские и алжирские товары, как будто бы они пришли из Италии или из Англии, и заставляет оплачивать их пошлиной в размере 8 процентов стоимости. Даже меры и весы разные, и в то время, как метрическая система, предложенная Францией, принята полмиллиардом людей в Старом и Новом Свете, она еще не введена оффициально в Тунисе. Трибуналы 1-ой инстанции в Тунисе и Сузе и девять мировых судей—в Тунисе, Бизерте, Сузе, Сфаксе, Эль-Кефе, Габесе, Громбалии, Кайруане и Сук-эль-Арбе—разбирают по французским законам дела между европейцами и туземцами; с 1885 года должностные лица судебного ведомства даже получают жалованье из тунисского бюджета, как чиновники беевского правительства, хотя они подчинены алжирскому апелляционному суду. Консульские трибуналы различных наций упразднены; вне городов отправление правосудия вверено каидам, которым подведомственны низшие судебные органы—халифы и шейхи, в числе переменном. Унизительное наказание палочными ударами, применявшееся всегда руками презренных евреев, теперь уже вышло из употребления. Пресса, состоявшая в 1885 г. только из девяти периодических изданий, подчинена обязательству внесения залога.

В Тунисе не существует никакой формы парламентарного представительства, которая олицетворяла бы собой конституционные фикции. «Самодержавной» власти бея, теперь ограниченной строго определенным бюджетом, противопоставлена власть генерального резидента, которая, не будучи самодержавной в принципе, тем не менее осуществляется декретами, составляющими верховный закон для всех и для самого бея: этот генеральный резидент, «полномочный представитель республики в регенстве», один имеет право сноситься с французским правительством, чрез посредство министра иностранных дел. Ему подчинены командиры сухопутных и морских военных сил и все высшие чиновники административных ведомств. Генерал, командующий оккупационным войском и, следовательно, располагающий материальной силой, является по этому самому одним из общепризнанных начальников княжества; архиепископ, начальник маленькой армии священнослужителей и монашествующей братии и духовный вождь всей мальтийской общины, пользуется неоспоримым влиянием, хотя это влияние не опирается ни на какую оффициальную хартию. По наружности управление государственными делами сосредоточено в руках тунисского министерства, которое подразделяется на следующие отделы: финансов, «пера», юстиции, общественных работ, военный и морской; иностранными же сношениями заведует французский министр-резидент, как представитель сюзеренной власти в среде государственного совета. Согласно преданиям, власть бея переходит в мужском поколении к старшему в роде, какова бы,, впрочем, ни была степень родства. Нынешний наследник престола—брат бея; оффициальный его титул—«полевой бей», и, действительно, до недавнего времени он командовал военными отрядами, посылавшимися из провинции к провинцию за сбором податей.

Финансовые затруднения повелителя Тунисского регентства были, как известно, одним из главных поводов занятия страны французскими войсками. Долг бея, составлявший в 1859 году 20 миллионов, возрос в 1869 г. до 275.000.000 франк. Заимодавцы, так охотно снабжавшие бея—конечно, за большие проценты—деньгами под залог его имуществ (доля французов в этих займах около трех пятых), кончили тем, что забрали в свои руки взимание налогов; но им нужен был более верный залог,—косвенное обладание политической властью, чтобы обеспечить свои доходы: отсюда интриги и борьба всякого рода, которые в конце концов, вместе с политическими компликациями, привели к событиям 1881 года. Оттого одна из главных статей трактата, положившего конец независимости Туниса, поставила непременным условием финансовую реорганизацию регентства, которая «обезпечивала бы платежи по государственному долгу и гарантировала права кредиторов Туниса». Доходы страны были разделены на две части, из которых одна предназначена на покрытие обыкновенных расходов по управлению государством, а другая, более значительная, предоставлена кредиторам, в виде обеспечения; таким образом, по конвенции, долг, в сумме 137.500.000 франк., был гарантирован бюджетом государства. Финансовая комиссия, назначенная для охранения интересов кредиторов, получила те доходы, которые всего легче собирать, и поступление которых, следовательно, наиболее обеспечено; в случае недостаточности этого источника, она могла пополнять дефицит посредством предварительного отчисления потребной суммы из государственных доходов, за бюджетом которых она наблюдала: правительству даже запрещено было делать какие бы то ни было преобразования, вводить или изменять налоги, выпускать займы, установлять какую-либо общественную службу без согласия его финансовых контролеров. Комиссия эта не существует более, но интересы кредиторов и теперь так же хорошо охраняются. Главные доходы, которые им предоставлены,—таможенные сборы, получаемые от взимания пошлины с привозных и вывозных товаров, арендная плата за сдаваемые на откуп монополии табачную, рыболовную и соляную, рыночный и складочный сбор в большей части городов, налог на оливковые деревья в Сахеле и в других округах. Самый непопулярный налог, меджба или подушная подать, все еще взимается в пользу государства: он состоит в сборе 27 франк. с души, к которому прибавляются издержки взимания, тем более значительные, чем более плательщик затрудняется взносом; при том же этот налог падает почти только на бедняков, так как люди состоятельные нашли средство избавиться от него; все жители столицы изъяты от платежа подушных. Другой крайне обременительный налог—канун, взимаемый с маслин, кроме десятины: в неурожайные годы часто случалось, что земледельцы сами срубали свои деревья, чтобы сборщики не пришли к ним требовать налога, которого они не в состоянии заплатить. Значительное возрастание торговли в эти последние годы, обуздание контрабанды, увольнение четырех тысяч чиновников-паразитов и строгое применение правил о взимании таможенных пошлин позволили ввести некоторый порядок в финансовый хаос; утверждают даже, что теперь доходы превышают расходы, как будто не нужно считать издержек по содержанию оккупационной армии и других расходов, покрываемых из французского бюджета и представляющих в совокупности почти всю сумму тунисской государственной росписи. Кредиты, вотированные с 1881 по 1885 год для целей оккупации Туниса, составляли в сложности до 181.275.229 франк..

261 Древний порт Карфагена

Бюджет Тунисского регентства в 1897 г.:

Приход—23.676.100 франк.; расходы—23.675.257 франк.; государственный долг около 144 миллион. франк.

Габбусы, то-есть не отчуждаемые земли, приписанные к богоугодным заведениям, не вошли в сметные исчисления. Имущества эти, говорят, занимают треть тунисской территории, а платят в казну не более сотни тысяч франков.

Французская оккупационная армия, значительно уменьшенная позаимствованиями для тонкинской экспедиции, в настоящее время состоит из 2 полков и 2 батальонов пехоты, 2 полков кавалерии и 4 баттарей артиллерии, распределенных по стратегическим постам страны; в первое же время завоевания она достигала цифры 43.000 человек. Главные военные центры—города Тунис, Суза и Габес, а внутри страны существуют военно-окружные управления в Аин-Драгаме, Эль-Кефе, Кайруане, Гафсе, имеющие свои отделы, где стоят небольшие отряды. Смешанные роты, которые были первоначально организованы, постепенно преобразовались в отряды спаги, или «алжирских стрелков», на подобие того же рода войска в соседней колонии; в оффициальной номенклатуре они даже не получили названия «тунисских», которое принадлежит им по праву, и которое даже следовало им дать в виду некоторого национального соперничества, существующего между двумя соседними нациями. В Тунисе действует конскрипция, посредством которой набирается маленькая беевская армия, организованная по образцу французской, но употребляемая главным образом для парадов в трех резиденциях бея—Марсе, Бардо и Ла-Гулетте, хотя, по закону о рекрутском наборе, изданному в 1860 году, она все еще величается «священным воинством, сражающимся на божественном пути в сомкнутых, как стена, рядах». Солдат, поступивший по жребию, обязан служить восемь лет, если не заменит себя заместителем или не принадлежит к классу иманов, учителей или ученых. Ныне эта почетная гвардия бея состоит из 1 батальона пехоты, 1 эскадрона кавалерии и небольшого отряда артиллерии.

Отставных офицеров, получающих пенсию, насчитывается больше, чем солдат на действительной службе. Но кроме регулярной армии, существуют еще отряды махзена, состоящие из спаги и хамба, и несущие полицейскую службу. В 1884 году были распущены два полка иррегулярных войск, кулугли или ханефия, турецкого происхождения, и зуавов, по большей части кабилов. Этот корпус, организованный в XVI столет., постоянно пополнялся новыми иммигрантами из Алжирии: зуавы образовали дивизию Мер-Энджин, арабы же составляли особый полк. В числе около 4.000 человек, эти войска несли гарнизонную службу в крепостях. Последний их генерал принадлежал к племени аинт-иратен, самому воинственному из кабильских племен.

Естественные деления Тунисского регентства так ясно разграничены, что не трудно было наметить военные округи и центры их управления. Вся нижняя долина Меджерды, бассейн уэда Мелиан и полуостров Дахелат-эль-Магуин находятся в военном районе города Туниса. В четыреугольнике гор и холмов, ограниченном с юга течением Меджерды, главным пунктом выбран город Бежа, а для наблюдения специально за массивом Хумирии учрежден в центре области укрепленный лагерь Аин-Драгамский. Точно также в гористых округах, отделяющих реку Меджерду от притоков озера Кельбиа, центральным местом служит город Эль-Кеф, а над дикой областью гамад командует укрепленный лагерь Сук-эль-Джемаа. Кайруан уже по самому своему положению был, так сказать, наперед предназначен сделаться главным городом долин и равнин, покатых к озеру Кельбиа, а Сахель разделен мысом Капудиа на две половины, из которых одна подчинена военно-окружному управлению в Сузе, а другая управлению в Сфаксе. Что касается степей и уединенных массивов южного Туниса до низменности шоттов, то их естественный центр—в городе Гафсе, а вся южная область до триполийской границы и до пустыни составляет военный округ Габесский, самый важный в некоторых отношениях, так как он командует входом в сахарские области и позволил бы неприятелю зайти в тыл алжирской территории с южной стороны гор Джебель-Аурес.

В административном отношении регентство разделено на утаны, или области, различного протяжения, управляемые каидами, при которых состоят один или несколько халифов, или «наместников», смотря по важности провинции. Что касается городов, деревень, кочующих племен или родов (кланов), то они управляются шейхами, которые берут вознаграждение за исполнение своих обязанностей непосредственно с самих управляемых: эти случайные доходы обозначаются эвфемическим выражением «цена туфлей», потому что расход на обувь, изнашиваемую по делам просителей, оправдывает в глазах чиновников вымогательства, которые они себе позволяют. Муниципальные комиссии, существующие в некоторых городах, имеющих городское общественное управление, каковы: Голетта, Эль-Кеф, Бизерта, Суза, Сфакс, состоят из европейских резидентов, назначаемых правительством, и из мусульман, выбираемых почетными жителями. Муниципальный совет Туниса (столицы) был учрежден в 1858 году, по ходатайству французского консула Леона Роша; он состоял тогда только из туземных нотаблей, по назначению бея.

Число утанов часто менялось. В эпоху присоединения регентства к Франции их было больше двадцати, не считая областей особых племен, кочевых или полуоседлых, которые имели отдельное управление.

Утаны или областиГлавные городаНаселение
ТунисТунис170.000
ГолеттаГолетта3.500
Махммедиа и Морнак
Хамман Лиф
БизертаБизерта5.000
МатерМатер2.500
ТабаркаТабарка
БежаБежа4.500
Эль-КефЭль-Кеф5.000
ТебурсукТебурсук2.500
Тестур
Меджес-эль-Баб
ТебурбаТебурба2.500
ЗагуанЗагуан2.900
СолиманНабель4.800
Келибия2.500
Сахель и СузаСуза8.000
Мсакен10.000
Келаа-Кебира7.000
МонастирМонастир8.000
Джемаль6.000
Мокнин6.000
Бокальта4.000
Тебульба3.000
МахдияМахдия6.000
Сфакс и КеркеннаСфакс30.000
КайруанКайруан15.000
ГафсаГафса4.500
ДжеридТозер (оазис)10.000
Нафта8.000
Эль-Удиан (оазис)3.800
АрадГабес12.600
Утан Гебли
ДжербаХумт-Сук3.000