V. Истоки Оранжевой реки. Край племени Ба-Суто
(Басуто-лэнд).
До нашествия голландских буров в края, лежащие к северу от Оранжевой реки, западные и восточные бе-чуаны жили бок-о-бек по смежным пастбищам. Но клин постепенно врезывался в сердце дуба. Колонисты белой расы, поднявшись по берегам Оранжевой реки и Каледона, а затем достигнув, на севере, водораздела между реками Оранжевой и Ваалом, мало-по-малу захватили пастбища и скот и принудили коренных обитателей земли разделиться таким образом, что западные бе-чуаны перешли через Ваал, а восточные племена той же расы, известные под коллективным именем ба-суто, т.е. «пузатые», или «опоясанные», были на несколько градусов отброшены в верховые долины горных цепей Малути и Дракенберген. После учреждения своей Оранжевой республики, земля которой первоначально принадлежала ба-сутам, буры, конечно, кончили бы тем, что отняли бы у туземцев их последние убежища в горах, ибо пограничная война шла постоянно, прерываясь лишь короткими перемириями; однако, в дело не замедлили вмешаться, в свою очередь, англичане, в начале для «обезпечения независимости ба-сутов», а затем и для конфискования этой независимости в свою пользу. Война возгорелась между покровителями и покровительствуемыми; покровители требовали обезоружения горцев, а горцы не один раз геройски отражали английские войска; вообще метрополии война стоила более сотни миллионов франков. Ле-Суто или Басуто-лэнд—хорошо ограниченный с юго-востока, с востока и с северо-востока главным кряжем южно-африканских гор, а с северо-запада и с запада течением реки Каледон—ныне присоединен к колониальной территории, хотя и управляется непосредственно особым резидентом, которого назначает английское правительство. Белых в данной области ещё немного, приблизительно сотен пять. Пространство края исчисляется в 31.490 квадр. километров и по сравнению с другими краями Южной (австральной) Африки, населенность довольно велика: в 1894 году цифра населения достигла 250.000 душ, что составит 8 человек на квадратный километр. Из этого общего числа жителей несколько тысяч приходится на ба-ролонгов, покинувших Оранжевую республику.
Ба-суто—наилучше изученные представители бе-чуанского семейства, так как уже с 1833 года между ними поселились французские протестантские миссионеры, которые описали ба-сутские нравы и содействовали их изменению. Вкрапленные между территориями, принадлежащими европейским переселенцам, Капскою колониею, Трансвалем и Наталем,—ба-суто должны были приспособляться к новой среде, и они съумели это сделать замечательно разумно. Тогда как в других краях соприкосновение белых и других рас приводило к обеднению, упадку и вымиранию туземцев, ба-суто счастливо пережили ассимиляционный кризис; выигрывая в знаниях и в промышленности, они в то же время быстро увеличивались в численности; край, полстолетия тому назад почти пустынный, стал ныне одним из наиболее населенных в Африке. Цивилизация у ба-суто не только внешняя и не состоит единственно в замене кожаного каросса одеждой из шерсти и бумаги, ввозимыми из Англии, и в постройке домиков из кирпича или камня, вместо хижин из ветвей. Благодаря школам, содержание которых составляет главный расход нации, они пользуются уже средним образованием, превышающим образование многих европейских населений, и на экзаменах многие ба-суто выдерживают испытания гораздо лучше, чем ученики из белых. Тысячи между ба-сутами говорят по-английски и по-голландски; они читают бе-чуанские книги и газеты, и хотя почти все христиане—приблизительно одна шестая часть нации—ученики миссионеров (парижская протестантская миссия содержит 137 школ, с 6.937 учащихся, в 1895 г.), тем не менее, они не ограничиваются рабским повторением услышанного; есть между ба-сутами и такие, которые размышляют, обсуждают идеи и следуют своим личным путем. Наконец, различные племена перестали сражаться друг с другом: непрерывная война уже не ведется; пастухи, лишенные своих стад, не возвратились, однако, к людоедству, которое прежде «существовало повсюду», и чернокожие с тем же ужасом, как и белые, взирают на ныне покинутые «пещеры людоедов». Чувство национальной связи сменило взаимную вражду деревень, и именно благодаря этому духу солидарности, подкрепленному геройством в сражениях, ба-суто и могли отстоять большую часть своей политической самостоятельности против посягательств английского сюзеренитета. В былое время горцы вступали в браки между родственниками, что казалось омерзительным приморским кафрам, которые все придерживались экзогамического брака, отказываясь даже брать себе жену в чужом семействе, носящем прозвище одинаковое с прозвищем семьи жениха.
Гораздо более богатые скотом, чем полвека тому назад, когда хищные звери бродили еще вокруг их стад, ба-суто все еще считают уход за рогатым скотом и за вновь приобретенным ими животным, лошадью, самым достойным занятием для человека: сыновья начальников должны проводить известную часть своей юности в качестве пастухов, и даже сами короли покидают свои дворы, отправляясь охранять стада и вести их на новые пастбища; в деревнях, центральное пространство, находящееся рядом с кхотла или резиденциею короля, всегда оставляется для скота. Однако, к этому своему национальному промыслу, первому источнику своего благосостояния, ба-суто присоединили также и разумно понятую ими культуру своих полей; уже многие тысячи плугов введены в долинах Ле-Суты, жители которой не ограничиваются, как прежде, сеянием сорго, своего предпочтительного хлебного растения; они возделывают все хлеба, все плоды европейского происхождения и своим вывозом ежегодно содействуют пропитанию жителей Капской колонии; плодовые сады окружают ныне все их деревни. Плодородие почвы, всегда хорошо орошаемой, превращает ба-сутский край в одну из естественных житниц Южной Африки, и до сих пор не произошло скопления в немногих руках земли, которое, конечно, разделило бы нацию на богатых и бедных: пропитывающая ба-сутов почва принадлежит всей общине. Лишь сам работающий имеет право на продукты поля; переставая, в случае переселения в другое место, обработывать данный участок земли, он должен возвратить его начальнику, который от имени общины и ссужает ее другому земледельцу. В хорошие годы, стоимость продуктов, продаваемых ба-суто в Капскую колонию и в алмазоносную страну, достигает пяти слишком миллионов франков; в 1896 г. внешняя торговля Басутоленда: привоз—104.858, вывоз (хлеб, скот, шерсть)—139.495 фунт. стерл. Подобно савоярам и овернцам, ба-суто ежегодно посылают в соседния области молодых эмигрантов, которые рано или поздно возвращаются в свое отечество, с накопленными деньжонками: так как они неутомимы в труде, и мнение об их честности установилось уже издавна, то вообще им легко найти себе занятие; однако, когда им не отдают условленной платы, то они угоняют скот у своих должников: отсюда частые затруднения с Оранжевой республикой, в которой большинство ба-сутских выходцев работают. Несколько хороших дорог проникают вглубь долин, склоны гор из года в год все более и более подвергаются обработке, и мало-по-малу создается провинциальный бюджет для содержания путей сообщения и для основания школ. Рудники в крае не особенно разработываются, хотя они и довольно богаты; платиновые месторождения весьма многочисленны в ле-сутских горах.
Главный город ба-сутского края, Таба Боссиго (Таба Боссиу), т.е. «гора ночи», расположен на высоте более чем 1.500 метров, у подошвы столовидного утеса, господствующего над долиной одного из притоков Каледона; с высоты этой скалы славный король Мошеш—т.е. «брильщик», так как он кончил тем, что «сбрил всех своих соперников»—отражал нападения зулусов, скатывая на них каменные глыбы; затем он съумел и поладить с обращенными в бегство врагами, послав им скот и предложив свою дружбу. Большая часть других местечек Лерибе, Береа, Вифезда, также были резиденциями царьков и станами миссионеров; городок Масеру, неподалеку от левого берега Каледона, в округе Таба-Боссиго, служит местопребыванием английского коммиссара. — Административных округов в ба-сутском крае шесть: 1. Лерибе (50 т. жителей); 2. Береа (25 т. жителей) и 3 и 4. Габа-Боссиго (60 т. жителей)—все к востоку от Каледона; 5. Kornet-Spruit (30 т. жителей), между Kornet-spruit или Makhaleng и Оранжевой рекой; и 6. Quithing, между верхним течением Оранжевой реки и горами Дракенберген (12 т. жителей).
Главари ба-сутосов теперь не более как подчиненные европейских судей: на приговоры их можно апеллировать к английскому суду, решения которого считаются уже окончательными. Для обсуждения же дел, имеющих общий интерес, ежегодно собирается общее вече или питшо. Законы о браке изменились, и многоженцы могут зарегистрировать уплату скотом только при покупке своих первых жен; последующих браков закон уже не признает. Налог, как и у кафров восточного склона гор, определен в 10 шиллингов с хижины. В бюджете ба-сутского края за 1895 год доходы составляли 46.000, а расходы—43.000 фунт. стерл. Употребление спиртных напитков оффициально запрещено, но контрабанда между ба-сутским краем и Оранжевою республикою производится деятельно. Даже и до нынешнего режима главным начальникам было запрещено употребление пива; в качестве судей, они постоянно должны сохранять полную ясность ума.